search
main
0

Слайдовые экскурсии. ИКТ в преподавании биологии

Формирование творческой личности, владеющей важнейшими методами мыслительной деятельности, обладающей исследовательскими качествами, способной к эффективному взаимодействию с природой и обществом, является одной из важнейших задач школьного образования.

В школьных дисциплинах учащиеся знакомятся с методами научного познания, учатся грамотно ставить вопросы и искать на них ответы. В решении этих задач важная роль принадлежит предметам естественно-научного цикла.

На современном этапе в преподавании биологии особое внимание уделяется овладению учащимися традиционными методами научного познания окружающего мира: теоретическому и экспериментальному, что не всегда интересно детям с низкой познавательной активностью. Отсюда появляется противоречие между трудностями усвоения учебного материала у большого количества детей с недостаточным познавательным интересом к учебе и необходимостью обеспечить выполнение обязательного образовательного стандарта, а также включения учащихся в активный познавательный процесс. Разрешить данное противоречие помогает использование новых информационных технологий.

Электронно-вычислительная техника сегодня – неотъемлемая часть технического оснащения школы. Применение информационных технологий позволило подойти к вопросу обучения биологии с качественно новой стороны. Использование компьютерных программ решает ряд важных задач:

– делает процесс обучения наглядным;

– повышает объективность оценки ответов;

– позволяет осуществлять индивидуальный подход к обучению;

– сокращает время проверки знаний учащихся.

Уроки с применением компьютерных систем не заменяют учителя, а наоборот, делают общение с учеником более содержательным, индивидуальным и деятельным. Комплекты педагогических программных средств позволяют довести до учащихся огромный поток информации. При этом у школьников развивается зрительная память, акцентируется внимание на важных объектах за счет фрагментальной подачи материала.

На уроках биологии компьютер используется при проведении лабораторного практикума, контроле знаний учащихся, изучении теоретического материала, в исследовательской деятельности.

Используя электронно-вычислительную технику в качестве эффективного средства обучения, оказалось недостаточным работать только с готовыми информационными продуктами, следует создавать свои. Так возникли первые слайдовые презентации на уроках биологии, которые используются в качестве релаксации, а также играют важную роль при проведении вводных уроков по той или иной теме, где в ходе слайдовой «экскурсии» ученики знакомятся с учебным материалом, который им предстоит изучать на последующих уроках.

Уроки-презентации широко используются при изучении раздела «Животные» в седьмом классе. Создание данных уроков требует от учителя умения пользоваться компьютерной техникой и большого количества времени, что в итоге оправдывается повышением познавательного интереса учащихся к предмету.

Новые информационные технологии активно внедряются и в исследовательскую деятельность учащихся. Многие школьники с удовольствием выполняют исследовательские работы, сравнивая таблицы, схемы, рисунки, диаграммы. Так, с помощью компьютерных программ Paint и Imaging, возможностью вырезать определенные фрагменты и придавать полупрозрачность фону, учащиеся исследуют эволюцию различных систем органов хордовых. Поочередно накладывая фрагмент за фрагментом схемы строения определенных систем органов от более простой к сложной, в результате они получают изображение строения системы органов млекопитающих. В ходе данной работы ученики не просто занимаются накладкой картинок, а исследуют развитие системы органов по мере ее усложнения.

Проведение лабораторных работ в сельской школе затруднено из-за отсутствия необходимого оборудования. Многие лабораторные работы, проводимые в зимний период, требуют исследования натуральных объектов, которые можно найти только летом. Поэтому определенные лабораторные работы в летний период записываются на видеокамеру, затем данная видеозапись переносится на CD-диск, оформляется как демонстрационная лабораторная работа и в соответствии с календарно-тематическим планированием проводится на уроке. Так постепенно создается школьная видеолаборатория.

В школьном возрасте наиболее высока потребность учащихся к соревнованию, что повышает познавательный интерес, побуждает к работе по углубленному изучению материала, к поиску чего-то нового. Эти задачи не могут быть решены только на уроке, так как требуют применения форм и методов, не укладывающихся в жесткие рамки учебных занятий. Формой их реализации является внеклассная работа, сочетающаяся с информационными технологиями, что ведет к непрерывному совершенствованию знаний, умению самостоятельно пополнять их и применять на практике.

Кроме проведения автоматизированных уроков, использование компьютера в учебном процессе дает возможность накопить в банке данных необходимый дидактический материал: варианты контрольных, экзаменационных, самостоятельных работ; подборку задач, упражнений и тестов в бланочном варианте. Использование оргтехники облегчает подбор индивидуальных заданий для учащихся, снимает дефицит в обеспечении школьников учебными пособиями.

Использование новых информационных технологий позволяет существенно повысить интерес детей к учебе, а следовательно, и улучшить качество знаний учеников.

Роман АБРАМОВ, учитель года-2004, учитель биологии МОУ Безукладовской основной общеобразовательной школы, Токаревский район, Тамбовская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте