Сталкиваясь с необходимостью освоения новых информационных технологий, учитель неминуемо встает перед проблемой их внедрения в учебно-воспитательную деятельность. При этом ему традиционно мешают:
– извечная (особенно в условиях сокращения учебных часов) нехватка времени для полноценного просмотра учебных фильмов или лекций на компакт-дисках;
– постоянная неудовлетворенность со стороны учителей качеством предлагаемых на электронных носителях программ (тем более что каждый педагог к изучению любой темы подходит по-разному);
– нехватка финансовых и временных ресурсов для создания собственных авторских программ и так далее.
Выход из этой ситуации – в создании системы презентаций PowerPoint с их последующим использованием на уроках.
Каким же общим требованиям они должны соответствовать?
• Презентации не должны носить одноразовый характер (например, только для открытых уроков), т.к. элемент демонстрации «ради праздника» вызывает у учащихся вполне понятное несерьезное отношение к «картинкам на экране». Поэтому необходимо так продумать серию занятий с использованием этого подхода, чтобы они были в системе.
• Учитель не должен взваливать груз создания презентаций только на себя. В рамках провозглашаемого принципа равноправного отношения учитель – ученик необходимо подключать к этому процессу и ребят. Как показывает практика, мотивация оценкой носит совсем не обязательный характер, ведь общими усилиями создается продукт, который увидят следующие поколения школьников.
Приступая к составлению слайдов будущей презентации, необходимо учесть ряд важных моментов.
1. Нужно заранее составить макет слайдов, подобрать иллюстрации, продумать текст, логику построения презентации. Здесь не стоит делать ставку на импровизацию, иначе хаос в голове неминуемо отразится и на качестве урока.
2. Тщательно разработайте цветовое решение каждого слайда. Как показывает опыт, в рамках одной презентации не следует экспериментировать с различными фонами – они будут распылять внимание учащихся, а особенно яркое их решение зачастую отвлекает от самого текста или делает его неудобным для чтения. То есть цвет может как усилить, так и ослабить восприятие темы. Если презентация состоит почти из одного текста, то предпочтительнее светлые тона, на фоне которых он будет зрительно восприниматься даже с последней парты.
3. Работая со шрифтами, не стоит бояться их разнообразия. Но опять-таки очень многое зависит от смыслового наполнения текста. В местах, на которые следует обратить внимание учащихся, менять размер и толщину букв не только можно, но и нужно. При этом следует учитывать, что заголовки не должны сливаться с самим текстом.
4. Особенно тщательно необходимо подходить к проверке текста в слайде: грамматические, синтаксические и речевые ошибки ставят под сомнение функциональную грамотность составителя презентации. Предложения должны быть по возможности короткими для лучшего их усвоения. Желательно не перегружать слайд наличием больших текстовых блоков (в крайнем случае можно предоставить их ученикам в распечатанном варианте).
5. Не стоит слишком увлекаться эффектами анимации и звука. Это может распылять внимание, вызывать ненужный смех. Наличие эффектов должно гармонировать с логикой текста слайда и с общей концепцией урока. Как показывает опыт, фрагменты песни или музыки могут создавать особый психоэмоциональный настрой учащихся на ход всего занятия.
6. Наличие в слайде фотографий или картин должно быть взаимосвязано с текстом. Желательно, чтобы изображение было не столько фоном, сколько иллюстрацией, равной по смыслу самому тексту, чтобы помочь по-новому его понять и раскрыть. Одновременно надо продумать и фон рисунка, чтобы он подчеркивал все его детали.
7. Если презентация проводится на смарт-доске, вполне допустимо, чтобы текст носил неполный характер и была возможность вносить коррективы по ходу урока прямо на слайде. Практика показывает, что в таком случае презентация «оживает» и становится результатом сотворчества учителя и ученика, происходящего прямо на занятии.
8. Учитывая тот факт, что преподаватели гуманитарных предметов особо трепетно относятся к «живому слову», логично сделать вывод: презентация ни в коем случае не должна подменять и вытеснять самого учителя. Поэтому оптимальное количество слайдов презентации – порядка 5-7. Тогда не возникает гонки за временем по ходу урока, появляется возможность осмыслить прочитанное и увиденное на слайде.
И последняя рекомендация. В перспективе возможно конспект урока (а не секрет, что не все могут его вести или грамотно восстановить) заменить на двухуровневый вариант записей: 1) электронный вариант уроков, на которых будут представлены презентации PowerPoint, и 2) комментарии учащихся к тем или иным слайдам.
Таким образом, мы выходим на совсем иной подход, при котором презентации не подменяют учителя, а высвобождают время для диалога и дискуссии с учащимися.
А что может быть прекраснее роскоши человеческого общения?..
Сергей БУКИНИЧ, учитель истории гимназии №116, Санкт-Петербург
Комментарии