search
main
0

Слагаемые успеха

Математика в начальной школе: начинаем с азов

С 1 сентября 2022 года был осуществлен переход начальной школы на новый ФГОС. В соответствии с этим выделяют следующие цели обучения математике в начальной школе: освоение начальных математических знаний; формирование функциональной математической грамотности; обеспечение математического развития; становление учебно-познавательного мотива и интереса к математике, важнейших интеллектуальных качеств.

На достижение этих целей ориентирована программа «Школа России». В 2023 году издательство «Просвещение» выпустило новые учебники по математике для начальной школы, которые соответствуют новому ФГОС и входят в новый Федеральный перечень учебников. Среди них «Математика» авторства М.И.Моро (в дополнение к нему часто используют рабочие тетради С.Ю.Кремневой). Также в этом году издательство «Экзамен» планирует выпуск учебных пособий (рабочие тетради, проверочные работы, тренажеры) как к старой, так и к новой версиям учебников.

Рассмотрим рабочие тетради, которые являются прекрасным дополнением к учебнику «Математика» М.И.Моро. Предназначенные для учеников 1‑4‑х классов, они представлены в двух частях. Вот их достоинства:

– тетради полностью соответствуют содержанию учебников;

– они содержат достаточно заданий, с помощью которых нетрудно сформировать у младших школьников хорошие, крепкие навыки выполнения основных математических операций: сложения, вычитания, умножения и деления;

– там много геометрических заданий, заданий на величины, логических заданий, которые часто вызывают трудности у детей и которых не всегда хватает в учебниках;

– в них много творческих, развивающих заданий;

– наконец, их удобно использовать для самостоятельной работы школьников.

В рабочих тетрадях для 1‑го класса собраны разнообразные упражнения, которые помогут отработать программный материал и способствуют развитию наблюдательности, логики, образного восприятия, памяти. Например, «Реши ребусы и запиши загаданные слова», «Установи закономерность и заполни ряд», «Найди закономерность. Допиши недостающие примеры, соедини стрелками», «Покажи белочке путь к 4 орехам. Начало пути обозначено ×» (рис. 1).

Рис. 1. 1-й класс. Раб. тетр. №1. Стр. 15

 

Обилие заданий творческого характера – отличительная особенность данных тетрадей. Первоклассники выполняют их с удовольствием. Например, «Нарисуй ответ», «Раскрась части рисунка в соответствии со значением выражения», «Соедини числа в порядке уменьшения и раскрась получившееся изображение» и т. д. (рис. 2).

Рис. 2. 1-й класс. Раб. тетр. №1. Стр. 29

 

Тетради представлены в цветном оформлении. Большая часть заданий сопровождается рисунками, схемами, таблицами. Это обусловлено особенностями мышления первоклас­сников, которое определяется как наглядно-образное.

Содержание каждой рабочей тетради направлено на отработку навыков использования арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций, формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики, работу с алгоритмами выполнения арифметических действий.

Последняя ступенька в изучении каждого раздела – рубрика «Что узнали. Чему научились». Ребята получают возможность совершенствовать вычислительный навык, умения решать задания на основе геометрического материала, решать текстовые задачи. Наибольший интерес у первоклассников вызывают нестандартные задания, где необходимо применить полученные знания в жизненных ситуациях.

Рабочие тетради для 2‑го класса содержат задания, которые способствуют накоплению у младшего школьника опыта решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые помогают развивать теоретическое и пространственное мышление, воображение и математическую речь, ориентироваться в математических терминах и понятиях: «Восстанови действия в «цепочке», «Запиши, сколько треугольников в каждой фигуре», «Проведи в фигурах оси симметрии. Зачеркни фигуру, в которой ось симметрии провести нельзя» и т. д. (рис. 3, 4).

Рис. 3. 2-й класс. Раб. тетр. №1. Стр. 9

Рис. 4. 2-й класс. Раб. тетр. №1. Стр. 13

 

Во 2‑м классе работе с таблицами уделяется больше внимания, поэтому в тетрадях все чаще встречаются задания на совершенствование данного умения: «Составь задачи по таблице. Заполни таблицу», «Выполни действия и заполни таблицы. Определи время, за которое ты выполнил работу. Сравни свой результат с результатами учеников класса» и т. д.

В рабочих тетрадях для 3‑го класса присутствуют задания, которые направлены на совершенствование умения распознавать математические объекты, оценивать готовые решения учебной задачи, применять полученные знания в измененных условиях. Например: «Раскрась квадратик рядом с задачей тем же цветом, что и выражение для ее решения», «Найди площадь фигуры разными способами», «Раздели квадрат на четыре равные части тремя разными способами», «Запиши выражения в строчку так, чтобы порядок действий не изменился. Найди их значения» и т. д. (рис. 5).

Рис. 5. 3-й класс. Раб. тетр. №2. Стр. 36

 

Рабочие тетради третьего класса содержат в себе задания: «Магические круги» (работа с кругами Эйлера), «Вычислительная машина работает по данному алгоритму. Выполни алгоритм и заполни таблицу» (работа с блок-схемами), «Рассмотри диаграмму распределения площади сельскохозяйственных земель в фермерском хозяйстве и ответь на вопросы» (работа с диаграммами) и т. д. Они способствуют активизации познавательной деятельности учащихся (рис. 6).

Рис. 6. 3-й класс. Раб. тетр. №2. Стр. 5

 

В завершение изучения разделов представлены итоговые проверочные работы. Используя их в процессе обучения, учитель осуществляет регулярное управление учебной деятельностью школьников и ее корректировку.

В рабочих тетрадях для 4‑го класса большое внимание уделяется работе с разными видами текстовых задач. Их содержание дает богатый материал для нравственного воспитания обучающихся.

Встречается множество заданий с геометрическим материалом (нахождение площади и периметра фигур, «Составь из фигур прямоугольник. Вычисли его площадь», «Проведи оси симметрии у каждой фигуры», «Дорисуй недостающую часть каждой фигуры» и т. д.).

Увеличение объема материала из различных разделов математики (арифметики, алгебры, геометрии, логики) направлено на установление перспективы математического образования младших школьников.

Следующее пособие, которое учитель может активно использовать в процессе обучения на уроке математики по программе «Школа России» – «Проверочные работы по математике» издательства «Экзамен» автора Е.В.Трофимовой. Оно содержит тексты проверочных работ и тестов по математике для 1‑4‑х классов, составленные в полном соответствии с программой и учебно-методическим комплектом пособий по математике авторского коллектива под руководством М.И.Моро. Материал пособия представлен в определенной системе: проверочные работы составлены по отдельным, наиболее важным вопросам, на которые разбивается каждая тема определенного года обучения, а тесты обеспечивают итоговую проверку всей изученной темы. Материал расположен по темам в порядке прохождения его в 1‑4‑х классах. Проверочные работы составлены в соответствии с требованиями минимума содержания образовательного стандарта.

Предложенные в пособии проверочные работы и тесты невелики по объему, а наличие печатной основы позволяет значительно сократить время на их выполнение. Также предусмотрены задания повышенного уровня сложности, призванные создать условия для развития познавательного интереса у учащихся к математике, углубить теоретические знания и развить практические навыки учащихся, повысить уровень математического мышления, расширить математический кругозор учащихся.

Значительное место отведено предметным тестам, использование которых дает высокие педагогические результаты (рациональное использование времени урока, охватывание большего объема учебного материала, быстрое установление обратной связи с учениками и определение уровня усвоения материала, возможность определить пробелы в знаниях и умениях и внести соответствующие коррективы; тестовая проверка дисциплинирует учеников, индивидуализирует работу с учениками, кроме того, стимулируется саморазвитие учеников, повышается их интерес к предмету).

Пособие также предназначено для проведения рефлексии в процессе обучения: дети выполняют предложенные работы, сами оценивают и фиксируют результаты своей учебной деятельности и продвижение по каждой из изучаемых тем. Для этого в конце каждого предметного теста детям предлагается лента успеха.

Важно отметить, что рабочие тетради и проверочные работы имеют одинаковое оформление. Это положительно сказывается на восприятии заданий, устраняет излишнюю тревожность и психический дискомфорт при самостоятельном выполнении заданий.

Все это может и должно быть использовано педагогами в образовательном процессе. Подобные сборники разнообразных заданий способствуют не только отработке вычислительного навыка или усвоению базового математического знания, но и насыщению урока математики нестандартным, творческим материалом. Тематика заданий отражает реальные познавательные интересы детей. Грамотное использование рассмотренных сборников поможет более крепко усвоить знания и способы действий в начальном курсе математики. Я уверена, что благодаря им у учеников появится желание отказаться от образца, проявить самостоятельность, работать в условиях поиска и развития сообразительности и любознательности.

Татьяна АНИСИМОВА, учитель начальных классов медведевской школы №2, Республика Марий Эл

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте