Тип урока: интегрированный (литература, музыка, вокально-исполнительское искусство, информационно-коммуникационные технологии). Метод: урок-презентация. Цель: интеграция нескольких дисциплин для создания синтетического знания; формирование ИКТ и эстетической компетентностей. Средства: интерактивная доска, интернет-ресурсы. Форма организации занятия: работа в малых группах.
Публикация приведена в формате PDF:Скачать/Просмотреть(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).
Ученики 11-го класса уже владеют навыками создания презентаций. Поэтому помимо основной дидактической задачи в замысел данного урока входила проверка умения одиннадцатиклассников самостоятельно и грамотно сделать презентацию того материала, который им был дан в задании.
Тема урока выбрана не случайно. Хотя сейчас романс переживает, наверное, уже не второе и даже не третье рождение, сфера увлечения им крайне узкая – им интересуется небольшая аудитория любителей. Интерес молодежи школьного возраста к романсу крайне низок, если вообще уместно говорить о каком-то интересе. Для одиннадцатиклассников эта тема поистине была откровением.
Моя задача в данной ситуации состояла в том, чтобы стимулировать самостоятельный поиск ребят, направив его в нужное русло. Подготовка к уроку проходила следующим образом. В работе участвовал весь класс – 22 ученика. Старшеклассникам было предложено 10 классических романсов на выбор. Презентацию каждого романса должна была готовить группа из двух человек. Поскольку романс – искусство коллективное, ученикам было дано задание осветить в презентации личности трех создателей романса: автора стихов, композитора и певца-исполнителя. Поиски материала велись самостоятельно, учитель лишь предложил авторитетный источник – сайт «Русский классический романс», а также сайт Олега Погудина. В работе была использована известная книга В.А.Васиной-Гроссман «Русский классический романс XIX века» (М., 1956). Разумеется, школьники просмотрели и другие материалы. Кроме того, некоторых авторов (Ф.И.Тютчев, А.К.Толстой, А.А.Фет) и их произведения они знали из курса литературы.
Вступительное слово о специфике романса как оригинального музыкально-поэтического жанра делала одна ученица также в форме презентации. Техническую поддержку – компоновку презентаций, закачивание музыки, работу с проектором и интерактивной доской – осуществлял другой ученик. Таким образом, урок был совместным творчеством учащихся и учителя.
Технологическая составляющая урока не заслонила художественно-эстетической сути темы. Поскольку урок был аналогом учебной лекции, в его ходе не ставилась задача подробного анализа представленных произведений искусства. Старшеклассники поначалу должны были прочувствовать новый для них жанр, так сказать, вкусить сладкий плод. На первый план вышло суггестивное суммарное воздействие слова, музыки и пения.
Еще одной, нетрадиционной составляющей темы стала «фоновая живопись» слайдов презентации. Цветовая композиция, подобранная старшеклассниками для оформления своих работ, характеризовала не столько степень их обученности по предмету «Информатика», сколько вкус, умение найти живописное соответствие эстетике романса. По слайдам презентации можно было судить о том образе произведения и его авторов, который сложился в воображении одиннадцатиклассников. Эстетические предпочтения учащихся выявились уже при выборе произведения и персоналий. Каждый ученик прослушал выбранный им романс по крайней мере дважды.
«Эстетическая ситуация» урока требовала от учащихся помимо хорошей подготовки и выразительной подачи материала высокого эмоционального напряжения. Таким образом, урок имел две составляющие – длительную подготовительную работу вне класса (технология поиска, обработки и оформления материала) и эмоционально-эстетическое восприятие на занятии.
Если задуматься, то выбор содержания и способа его подачи может показаться парадоксальным: романс у большинства ассоциируется с камерной атмосферой тихих вечеров у рояля Вирта, со свечами в канделябрах или в лучшем случае – с Олегом Погудиным, подыгрывающим себе на гитаре. А тут вдруг интерактивная доска, проектор и звуки, идущие с экрана!
Можно было бы погрузить детей в атмосферу романсов на два учебных часа, но, убежден, ожидаемого эффекта такая «инсценировка» не дала бы. Современная молодежь живет в иной культурной среде, и обогатить ее духовный мир ценностями прошлого можно лишь используя понятные и доступные ей каналы восприятия. Для создания аутентичной атмосферы классического романса не всегда достаточно «реквизита». Юноши и девушки должны постигнуть дух этого культурного феномена. И если им проще это сделать посредством новейшей техники, не будем с ними спорить!
Важным элементом подготовки урока был отбор материала. Эту работу я полностью доверил учащимся. У методиста может возникнуть вопрос о рисках: можно ли доверять такое ответственное дело полностью ученикам? Но смысл занятия и состоял в том, чтобы увидеть результат многолетнего обучения на выходе: как одиннадцатиклассники научились ориентироваться в потоке информации, умеют ли они отделять главное от второстепенного, пробудили ли в них уроки МХК и литературы подлинное эстетическое чувство? Учитель может считать свою миссию выполненной, если заключительный урок даст положительный ответ на все эти вопросы.
Олег ЕГОРОВ,
учитель МХК лицея города Железнодорожного
Московская область
Комментарии