“С деньгами еду в казначейство. Стою в очереди к куратору, который проверяет объявление, ставит число в подпись. Затем стою в очереди к операционисту (она ставит номер объявления, вводит его в компьютер, подписывает у начальника отдела и отдает мне). Еду в Сбербанк. Стою в очереди к операционисту, которая отмечает объявление и передает кассиру. Стою в очереди в кассу, чтобы сдать деньги. Возвращаюсь в казначейство и стою в очереди к операционисту (она отрывает часть объявления, ставит печать и отдает мне). После нескольких часов, проведенных в очередях, возвращаюсь в колледж”.
Если попросить бухгалтеров всех средних специальных образовательных учреждений страны написать отчет о том, как они сдают бюджетные и внебюджетные деньги в казначейство, то текст мало будет отличаться от вышеприведенного. А если учесть неквалифицированный персонал ведомства, по вине которого один документ приходится переделывать несколько раз, то можно представить, сколько времени и нервов тратят сотрудники СПО только за один поход в казначейство.
– У нас немало претензий к казначейству, деятельность которого не то что не помогает, а тормозит развитие образования, – говорит председатель Межрегиональной общественной организации директоров средних специальных учебных заведений Москвы и Московской области, вице-президент Союза директоров ссузов России Юрий Хатунов. – Мы не раз обращались, писали руководителю Управления федерального казначейства по Москве Владимиру Зайцеву, общались с его замами, однако получали лишь отписки.
В феврале 2002 года директора и главные бухгалтеры московских специальных учебных заведений отправили письмо Зайцеву, в котором четко изложили свои претензии по качеству работы ведомства. Так, для оплаты коммунальных услуг запрашивается “большое количество документов. В результате к концу года остаются нереализованными значительные денежные средства”. Руководители СПО предложили сократить количество документов. Следующий пункт письма касается списания денег со счетов клиента. В соответствии с приказом Минфина от 21.06.2002 N 46Н, п.18 эта финансовая процедура должна занимать один день. В казначействе же деньги ссузов “гуляют” от 3 до 14 дней. Не надо быть финансистом, чтобы понять, для чего прокручиваются деньги и сколько на этих махинациях можно заработать.
Не устраивает директоров и главных бухгалтеров СПО то, что казначейство и обслуживающий банк находятся в разных концах города. Сотрудники должны ездить с деньгами, причем немалыми: суммы могут достигать до 300 тысяч рублей. Не каждый бухгалтер согласится подвергать себя риску быть ограбленным. А чем больше денег, тем больше ответственность.
На письмо Совета директоров средних специальных учебных заведений Москвы и Московской области федеральное казначейство Москвы ответило отпиской, в которой кратко изложило суть Закона “О федеральном бюджете на 2002 год”, и пообещало, что “замечания, касающиеся сроков списания денежных средств с лицевых счетов получателей средств федерального бюджета, будут учтены”.
Конечно, подобный ответ не удовлетворил директоров Межрегиональной общественной организации ссузов, поэтому они решили направить письмо в федеральное казначейство.
– Тех денег, которые нам выделяет бюджет, недостаточно для нормального функционирования учебного заведения. На ремонт дают 200-500 тысяч рублей. Да за такие деньги в училище только окна покрасят! – недоумевает Юрий Хатунов. – Чтобы сделать нормальный ремонт, нужно значительно больше средств. А счет за телефон мой колледж оплачивает сам: на эту услугу бюджет нам не дает ни копейки. Учебные заведения для того и зарабатывают самостоятельно, чтобы обеспечить себя всем необходимым.
В хорошие времена образовательные учреждения находили своих бывших студентов, которые все делали дешевле и качественнее. Теперь училища должны объявлять тендер. Но о каком тендере можно говорить, когда для строительных организаций 400 тысяч – не деньги? Не разрешает казначейство распоряжаться честно заработанными деньгами: указывает, что где купить и на какую сумму. А если случится ЧП – трубу прорвет, канализация засорится, окно разобьется? Для того чтобы получить необходимую сумму, надо собрать все требуемые справки, а потом ждать, пока чиновники обсудят вопрос и выдадут деньги. Эта политика ведомства вызывает у директоров изумление: если в казначействе знают лучше нужды училища, пускай сами придут, купят и отремонтируют. В итоге руководители СПО приходят к выводу, что спокойнее выживать на бюджетные деньги, чем самим зарабатывать.
– Почему директорам доверяют две с половиной тысячи студентов, а какие-то 200-300 тысяч рублей – нет? Почему нам не доверяют? – удивляется Хатунов.
Действительно, создается впечатление, что главным источником коррупции является СПО. Никто не отрицает, что встречаются случаи нецелевого использования средств образовательных учреждений. Но ведь это работа налоговой и финансовой полиций, которые проверяют училища. Нашли виновного, накажите. Но сначала директора училищ предлагают сравнить кабинеты, в которых сидят чиновники казначейства, со студенческими аудиториями, здания, в которых располагается ведомство, с обветшалым фасадом учебных заведений. По-видимому, запросы государства превышают его финансовые возможности, поэтому-то сильные мира сего и решили залезть в карман к нищему достоянию нашей страны – образованию. Как законопослушные граждане, директора училищ подчинились решению правительства, однако не перестали бороться за свои права. Правда, от писем, которые Совет директоров ссузов Москвы и области систематически посылает в казначейство, толку пока мало: на них просто не обращают внимания или отвечают отписками. Тогда руководители СПО решили нанять юристов, которые будут решать спорные вопросы. Таким образом, у среднего специального образования появится броня, и, может быть, казначейство будет реже превышать свои полномочия.
Джамиля САЙРАМОВА
Комментарии