1927 год. Разруха, беспризорность. В Можайском районе, в 50 километрах от Можайска, в селе Поречье открывается колония для беспризорников. Для колонии выбрано самое красивое место района – усадьба графа Уварова. И это знаменательно. Сергей Семенович Уваров – министр просвещения Российской империи. Его сын – Алексей Сергеевич Уваров – основатель Московского исторического музея, археолог. Колония находилась посередине огромного парка – одного из самых красивых в Подмосковье. После разрухи, вызванной Гражданской войной, жизнь постепенно налаживается. Колония вскоре переименована в детский городок имени Ленина. Дух предыдущих обитателей как бы оберегал новоселов. Детям, потерявшим родителей, были созданы все условия для нормальной жизни. Огромный парк, большое приусадебное хозяйство, красивый ансамбль графских построек, прозрачная речка – все это помогало маленьким обитателям городка, детям-сиротам, теперь уже послевоенным.
1951 год открывает новую страницу в истории школы-интерната. Детский городок реорганизован в специальную (вспомогательную) школу-интернат для детей с отклонениями в развитии с названием «Уваровская вспомогательная школа-интернат».Детей в школе-интернате оказалось около двухсот человек, и были это в основном девочки. Жизнь здесь кипела. Большое подсобное хозяйство, частично оставшееся от бывших владельцев усадьбы Уваровых, не только позволило обеспечивать детей качественными сельскохозяйственными продуктами, но и давало возможность зарабатывать дополнительные средства для школы-интерната (излишки сельскохозяйственной продукции шли на продажу). Дети помогали на животноводческой ферме, в огороде, в огромном фруктовом саду.Дети любили работать. Они помогали взрослым везде: в саду, на фермах, в прачечной, в столовой. Труд детей не ограничивался школой-интернатом. Часты были поездки по совхозам, в типографию Можайска, на пилораму, электростанцию. Во время уборочной страды дети были постоянными помощниками совхозу «Порецкий»: помогали убирать урожай картофеля, льна, перебирать сельскохозяйственную продукцию. Кроме этого ребята собирали семена деревьев для Порецкого лесничества, лекарственные травы для аптеки, сдавали на приемный пункт макулатуру и металлолом. Связь школы-интерната с жизнью села была удивительно тесной: многие жители здесь работали, приезжающие по направлению молодые педагоги обзаводились семьями в селе, местные жители были постоянными гостями. Попечительский совет, состоящий из уважаемых людей поселка, оказывал большую помощь школе-интернату. Праздники, которые проходили у детей, были праздниками для всего поселка – веселились от души и старые, и молодые.Дети ходили в большой сельский клуб на концерты, просмотры кинофильмов, различные встречи и вечера. Зимой все катались на санках и лыжах с крутой горы.Тесному единению воспитанников школы-интерната с жителями села способствовала и чудесная природа.Не только труд был основой воспитания. Дети ходили в походы на Бородинское поле, на Можайское водохранилище, на родину первого космонавта Юрия Гагарина в Смоленскую область, посещали музеи Можайска и Москвы.Летом в школе-интернате открывался оздоровительный лагерь для сирот – с кострами, походами, купанием в прозрачной реке Иночи.Школе-интернату помогали шефы из местных организаций, института МАМИ и моряки крейсерского корабля Северного морского флота. Моряки приезжали в Поречье, а дети ездили к ним на север.13 ноября 1970 года состоялось заседание педагогического совета школы-интерната, на котором был утвержден план переезда на новое место жительства – в Солнечногорский район.В феврале 1971 года дети переехали во вновь построенное здание. В трехэтажном типовом корпусе проходила вся жизнь ребят: на 1-м этаже расположены групповые комнаты, столовая с кухней, душевые кабины, медицинский комплекс, библиотека, административные помещения. Второй этаж занимает школа: учебные кабинеты, мастерские трудового обучения. На последнем, третьем, этаже расположены уютные спальни. Отдельно построен хозяйственный блок: кастелянная, складские помещения, гараж, овощехранилище.Однако самое современное здание и оборудование не заменят человеческой теплоты, душевности тех, кто работает с детьми. В образовательной школе трудно работать, в коррекционной школе-интернате работать вдвое труднее. Жизнь в этом учреждении бьет ключом в течение 24 часов в сутки. Кроме того что детей нужно учить, их нужно воспитывать, полностью заменяя многим родителей. Для воспитанников школа стала настоящим домом, где они проводят девять лет своей жизни, а учителя, воспитатели, повара заменяют им родителей. В каждого ребенка люди вкладывают свою душу, сердце, умеют радоваться и сострадать вместе с детьми.С февраля 1996 года огромное хозяйство школы принял в свои руки Алексей Коротков, успешно сохранивший 50-летние традиции и внедряющий современные, инновационные методы работы. Его дети и их руководители занимают, как правило, во всех конкурсах и выставках призовые места. Школа-интернат единственная в районе со своей спецификой обучения не стоит особняком, а занимает достойное место в системе образовательных учреждений района.А в феврале 2009 года в Берсеневской школе-интернате открылся музей Ивана Сытина. Материал о жизни и деятельности известного русского книгоиздателя и просветителя собирался по крупицам. И воспитанники интерната воссоздали эпоху, в которой рос и жил их земляк. Они совершали экскурсии в музей-квартиру Сытина в Москве и вместе со своими педагогами собирают коллекцию книгоиздательской литературы, издаваемой в типографии Сытина.А этот учебный год для школы – год особенный. 5 февраля 2011 года исполняется 160 лет со дня рождения Ивана Дмитриевича. Почти четверть века он был владельцем усадьбы в деревне Берсеневка. И ребятам предстоит большая работа, чтобы все желающие могли узнать много интересного о жизни и деятельности русского книгоиздателя и просветителя – их земляка.д. Берсеневка, Солнечногорский район
Комментарии