search
main
0

Сладкая каторга. Раз пройдя через нее, будешь стремиться туда снова и снова

Хвалить и благодарить надо чащеКак руководителя меня часто спрашивают о стиле управления. Я отвечаю: «Главное – уважение!»Уважать нужно всех – учителей, учеников, родителей, в каждом видеть его индивидуальность. Нельзя принижать, нужно вдохновлять, уметь находить для этого необходимые слова. Ну и, конечно, делать все для того, чтобы вокруг все находилось в движении, чтобы каждый день был интереснее прежнего и для учителей, и для учеников.

Современного директора школы часто сравнивают то с капитаном корабля, то с дирижером. Это верно. Но иногда кажется, что еще он похож на некое существо, у которого много ног, рук, глаз, ушей, которое оснащено сверхчувствительной аппаратурой по восприятию действительности. Может быть, в будущем ученые изобретут нечто подобное – супермашины, способные делать тысячи дел одновременно, при этом не переживать и не терять самообладания. А пока мы все делаем для того, чтобы те, кто пришел в нашу школу, а это около двух тысяч детей, получили то, за чем сюда пришли, – качественное образование. Для нас это не только обучение, но и воспитание тоже. Да, мы должны научить детей добывать знания, самостоятельно включаться в познавательный процесс и при этом не забывать, что мы готовим их к жизни. Мы хотим, чтобы наши выпускники стали активными гражданами своей страны, готовыми к созиданию и сопереживанию людьми, для которых материальные блага – это лишь возможность раскрасить жизнь, а не смысл… Мы стремимся к тому, чтобы наши дети впитали главные человеческие ценности, чтобы смогли в течение школьных лет раскрыть свои способности и таланты. И это не громкие слова… Добиться этого без надежных, неравнодушных, энергичных и талантливых людей вряд ли возможно. В любом деле важна команда – союз энтузиастов, единомышленников, профессионалов. И я не устаю высказывать своим учителям, завучам, другим сотрудникам слова восхищения и благодарности. Математика успешной личностиЕсли в 2007 году основными критериями своей педагогической успешности учителя гимназии считали типовые методики, вузовские знания и умение не раздражаться, то сегодня на первый план они ставят творческие находки – 34,7%, профессиональную компетентность – 53,4% и передовой опыт – 31,6%. Выведенная нами несколько лет назад формула успешной личности (профессионализм + активность + саморазвитие + креативность + гармония души и тела) эффективно действует и определяет стремление наших учителей к постоянному саморазвитию и самореализации. И помогает им в этом участие в профессиональных конкурсах. Наши педагоги расправляют свои «пеликаньи» крылья с 1991 года, и за последние годы список участников пополнился новыми звездными именами. Очень важно, что для каждого из учителей конкурс «Учитель года» не очередное мероприятие в череде многих – важных, обязательных, календарных… Это, безусловно, одна из важных страниц их жизни, каждый этап которой – это восторг преодоления очередного препятствия на пути к профессиональному самовыражению. Давая урок, представляя свое педагогическое кредо, отражающее внутренний мир, они открывают сердца, проявляют характер, демонстрируют профессионализм, харизму и нравственное содержание. И хотя практически каждый участник называет конкурс сладкой каторгой, жалуясь на трудности, однажды попав в него, никто из них уже никогда не выходит из сообщества участников конкурса… На чем все держитсяВся наша педагогическая деятельность строится на четырех важнейших принципах воспитания, создающих среду, в которой каждый ее участник получает возможность реализоваться, самоопределиться, найти себя в конкретном деле, прочувствовать и обязательно прожить в стенах гимназии ситуацию успеха. Вот эти принципы: – Познай себя – это интересно! – Сотвори себя – это необходимо! – Утверди себя – это возможно! – Прояви себя – это реально! Опыт показал, что наиболее ярко эти принципы проявляются в образовательном проектировании. От традиционной проектной методики их отличает то, что все мероприятия (ежегодно более 50 проектов) стали трансдисциплинарными, поскольку охватывают все образовательные области и ступени обучения. Благодаря этому учителя, учащиеся и их родители уверенно выходят сегодня за пределы классных комнат, вступая в межкультурную и языковую коммуникацию в конкретных жизненных ситуациях. При этом мы успешно прорабатываем инновационные образовательные подходы, апробируем новые коммуникационные методики, разрабатываем методические материалы различного уровня и направленности.  Еще в 2009 году мы разработали и запустили модель компетентностного начального образования гимназии №39, которая сегодня полностью доказала свою целостность и состоятельность. Учащиеся 1-4-х классов вместе со своими учителями уверенно начали свое движение к практико-ориентированной модели начального образования. При этом акцент делался на ускорение общего интеллектуального развития детей. Особая роль при этом отводилась развитию их теоретического мышления. Работая в эти годы в направлении максимального применения в практике личностно ориентированных педагогических технологий, мы стремились к тому, чтобы основные ситуации жизнедеятельности человека и ценности общества, в котором живут наши маленькие ученики, всегда были на первом плане. В научно-методической копилке учителей начальных классов появилось большое количество деятельностных игр, эффективнее заработал проектный метод обучения. Ребята серьезно задумались над «зеленой экономикой» будущего и с увлечением вступают в диалог культур, принимая участие в международных образовательных проектах, реализуемых в формате деятельности гимназии в ПАШ ЮНЕСКО, и многое другое. Весь комплекс проводимых мероприятий изо дня в день направляется нами на формирование способности маленького человека учиться тому, как учиться. Так, шаг за шагом у каждого из них теперь активно формируется целостная система ключевых ценностей – главное условие качественной реализации ФГОС второго поколения: – «я знаю…» (предметные и надпредметные знания); – «я умею…» (предметные и общепредметные умения); – «я создаю…» (творчество); – «я стремлюсь…» (эмоционально-ценностные установки). Это и есть опыт личностной самоорганизации, заложенный в основных требованиях нового образовательного стандарта. Галактика шести планетПортфолио учащегося начальной школы мы ввели еще в сентябре 2007 года в рамках экспериментальной работы «Управление процессом создания внутришкольной модели многопрофильной гимназии», поставив перед собой основную цель – предоставление ребятам возможности более реалистичного взгляда на самого себя со стороны. Реализуем мы эту цель через поддержку высокой учебной мотивации обучающихся, поощрение их активности и самостоятельности, расширение возможности обучения и самообучения, развивая навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности и формируя умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать образовательную деятельность. Это маленькое портфолио получило название «Путешествие по галактике успеха». В мини-портфолио первоначально было 6 разделов. Планета Знакомство содержит краткий рассказ о себе, своей семье и своем доме, материалы стартовой диагностики. Планета Растишка помогает проследить за уровнем физиологического и физического развития ученика, отражает занятия в секциях и спортивные достижения, отношение к своему здоровью и планирование своего физического развития, фотографии участия в соревнованиях, дневники наблюдений и самоконтроля за физическим состоянием, самостоятельно составленный режим дня, комплекс физических упражнений. Планета Знания дает представление о конкретных результатах образовательной деятельности гимназиста: любимые предметы, показатели предметных результатов (контрольные работы, данные из таблиц результатов, выборки проектных, творческих и других работ по разным предметам), оригиналы документов с официально признанных на различных уровнях конкурсов, олимпиад (грамоты, дипломы, сертификаты и т. п.), материалы промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам. Планета Наука и творчество дает исчерпывающее представление о метапредметных результатах, динамике интеллектуальной и творческой активности ученика, направленности его интересов и показателях личностных результатов: информация о внеурочной деятельности, об участии в олимпиадах и конкурсах, в работе начального отделения научного общества учащихся гимназии DISCOVERY, в мероприятиях и конкурсах в рамках дополнительного образования. Планета Я + друзья помогает самостоятельно проанализировать свой характер, включает механизмы его самооценки: взаимоотношения с окружающими, характеристики классного руководителя, учителей-предметников, педагога-психолога и социального педагога, психологические тесты, позволяющие разобраться в особенностях своей личности, индивидуальностях друзей и одноклассников. (В данном разделе сконцентрированы характеристики о движении гимназиста по образовательной траектории, что предоставляет возможность получения более объективной и исчерпывающей информации о его знаниях, умениях, опыте, росте, коммуникативности, действительных интересах и склонностях на конкретном этапе личностного развития.) Планета Итоги делает возможным проведение самоанализа по всем направлениям образовательной траектории с выведением итогового рейтинга: таблица итоговой оценки индивидуальных достижений, ответы на вопросы: «Мне удалось? У меня получилось? К чему мне надо стремиться в будущем?» Для чего собирают портфолио?Работа над совершенствованием модели портфолио продолжается постоянно. В 2008 году в нем появился еще один раздел – космическая карта личностного роста, так как мы поняли, что ребенку младшего школьного возраста более понятно визуальное представление своих достижений. Космическая карта помогает ученику провести активную рефлексию с выделением наиболее значимых личностных характеристик, а именно отношение к учебе, себе, людям, творчеству. И тогда, и сейчас, в условиях введения ФГОС нового поколения, основой взаимоотношений при создании портфолио продолжает оставаться максимальное использование возможностей педагогики сотрудничества, которую мы рассматриваем как современную технологию особого, «проникающего», типа. Именно сотрудничество, перерастающее в сотворчество, помогает коллективу учителей начальной школы эффективно работать над совершенствованием действующей модели портфолио в соответствии с современными требованиями. Речь идет прежде всего о необходимости расширения структуры и углубления его содержания. Поэтому уже в октябре 2011 года появились новые страницы «Для чего собирают портфолио?». Теперь, переворачивая первую страницу, первоклассник получает ответы на вопросы, для чего и как нужно собирать портфолио. А еще первокласснику уже в 1-й четверти предлагается поразмыслить о своих возможностях. Лист самооценки – своеобразная табличка, в которой он при помощи цвета отображает уровень своих умений, отвечая на вопрос «Что я самостоятельно умею делать?». Путешествие по планете Знания помогает ребятам увидеть в динамике свою образовательную успешность. Вот как это работает. Первоклассники отмечают свои успехи на циферблате волшебных часов. Дети сами оценивают то, на каком уровне они выполняют домашнее задание по определенному предмету, понимают изученный материал, работают на уроке. То есть идут постоянная рефлексия и самоанализ. Мы намеренно не стали шкалу достижений привязывать к четырехбалльной системе отметок, так как нам важно знать, как ученик позиционирует себя сам. Кому ставят «6»?Ученики 2-4-х классов сами выстраивают графики в таблице «Динамика предметной успешности». К таблице прилагаются условные обозначения контрольных, проверочных, самостоятельных работ и т. д. В таблице есть отметка «6» – так мы договорились отмечать на графике работу, за которую ребенок получил две пятерки, то есть выполнил базовую часть работы и дополнительное задание или задание повышенной сложности на «отлично». Планета Я + друзья называется теперь Я + все вокруг и также имеет достаточно яркую визуальную модель «Космический кристалл достоинств». Путешествуя по этой планете, ребята не только рассказывают о том, какими они были в начале учебного года, но и самостоятельно оценивают, какими они стали в конце. На планете Итоги мы поселили смайлики. С их помощью дети отражают свое отношение к результатам работы в течение года (их эмоциональную составляющую). …В газетной статье не расскажешь обо всем, что считаешь важным в жизни школы. Мне повезло. У меня отличные ребята в школе, отличные родители и настоящая команда профессионалов. О моих коллегах можно было бы говорить бесконечно. Каждый из них –  яркая индивидуальность, специалист в своей области. Но в одном мы едины: всех нас объединяют любовь к нашей школе и желание вкладывать душу в то, что мы делаем. Работать ради детей, ради их будущего, ради будущего страны. И в этом наше счастье – трудиться ради прекрасной цели и видеть, как сбываются мечты. ​Ирина КИЕКБАЕВА, директор гимназии №39, Уфа

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте