Богатство России будет прирастать Сибирью, говорил Ломоносов. В наш век – космосом. 50 лет назад, с запуска первого искусственного спутника Земли, человечество вступило в космическую эру. Наверное, ее начало можно относить и к более раннему периоду времени, к публикации трудов Константина Эдуардовича Циолковского, к годам, когда были созданы первые летательные аппараты, или даже к моменту появления самого человека и человеческого сознания. Ведь звездное небо всегда притягивало его…
Не случайно, что первый спутник был запущен в Советском Союзе. Идея экспансии, а освоение космоса – тоже экспансия (от латинского «расширение, распространение») – сродни русскому менталитету. Самая ширь земли Русской способствует становлению богатырских характеров и как бы приглашает к небесному подвигу, говорил учитель Циолковского Николай Алексеевич Федоров.
Как создавался спутник, можно узнать из книг, и, видимо, не стоит еще раз повторять известное, хотя и ради юбилея. С Владимиром МАКАРОВЫМ, заведующим отделом космонавтики Политехнического музея, мы встретились, чтобы поговорить о том, что значило это событие тогда и что значит оно для нас сейчас.
– Современная космонавтика топчется на месте, и в России, и за рубежом, если говорить о стратегических, глобальных делах. Даже включая продвинутые американские проекты. Я их не отрицаю, но все же есть главное, и есть второстепенное. И среди таких главных у Циолковского было обозначено, как минимум два, а может быть, даже три принципа. Первый – освоение человеком Солнечной системы. Достижение планет. Нормально ли то, что спустя почти полсотни лет после полета Гагарина мы, как белка в колесе, продолжаем накручивать витки только вокруг планет, в то время как все основные энергетические ресурсы, ключ к разгадке жизни – на планетах? Циолковский говорил, что человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство. Каково положение с углеводородным топливом на нашей планете? Через 50 лет – конец. Откуда взять энергию и поддержать жизнь на Земле? Выход один – космос. Взять энергию из Солнца. Ключевые слова Циолковского. Есть естественный ядерный реактор, который находится от нас на расстоянии 150 миллионов километров, и Земля получает только одну двухмиллиардную часть этого тепла и света. С помощью космических средств было бы естественно наладить получение этой бесценной энергии для существования человечества, для чего Циолковский и звал в космос. И это началось с первого спутника. От освоения Солнечной системы мы практически отказались или относим его на неопределенное будущее.
– Космонавтика связана с биологией, философией, прикладной медициной…
– Я врач, всю жизнь занимался медико-биологическими исследованиями. Да, космонавтика дала сильный импульс для развития космической биологии и медицины в целом. Появилась телемедицина. Человек идет по Луне, а мы о его пульсе и состоянии больше знаем, чем в поликлинике, когда он сидит в очереди у кабинета врача. По-новому стали развиваться иммунология, психология. Оказалось, мы не знаем здорового человека. Начав заниматься практически здоровыми людьми, мы поняли эту гигантскую проблему, потому что средний, обычный человек, он и не здоров, и не болен. В этом среднем состоянии находится сейчас большинство.
Конечно, космонавтика – обоюдоострое орудие. Можно осуществлять тотальную обработку населения с помощью спутников связи и, об этом даже говорят всерьез, дистанционного управления поведением массовых контингентов с орбиты. Такой спутник, который воспроизводит некоторые эффекты солнечных вспышек, – он может дел наделать. С другой стороны, если принимать решения будут люди с царем в голове, космонавтика даст много благ. Что это – Божий дар или ящик Пандоры? Космонавтика вызвала небывалый рост и внимание ко всему комплексу проблем, связанных с человеком и жизнью. Понять картину мира, всю Вселенную в космогоническом масштабе и вместе с тем понять, что такое человек и зачем он пришел… Преподавание биологии, науки о жизни, в сочетании с астрономией дает огромную культуру, которая была в России исторически.
– Кстати, об астрономии. Не секрет, она постепенно уходит из школы.
– Да, ее преподавание идет к нулю, включается в курс физики… И я замечаю, как резко меняются дети. Утрачиваются представления о пространстве и времени, о нашем месте на Земле и в Солнечной системе, которые были раньше и которые были неотъемлемым элементом у советских школьников. Ребенок, который осознает, что солнечный луч преодолевает расстояние до Земли за 8 минут 18 секунд, что мы видим совсем не то небо, которое на самом деле, поскольку многие звезды уже погасли, и ребенок, который этого себе не представляет, этого не осознает, – это совершенно разные дети… Когда-то подростки думали, есть ли возможность создать колонию на Венере и долететь до Плутона. Это был творческий штурм и общий стиль жизни. Космические исследования дали мощный воспитательный стимул подрастающему поколению. Какие фильмы были в моде! «Девять дней одного года», «Укрощение огня»… На них воспитывались! Они давали стимул созидать, а люди, стоявшие за чертежами космических аппаратов, как Данко, бросали свое сердце вперед. Мы будем неправы, если не станем замечать этот эмоционально-психологический компонент. А началось это с первого спутника. После его запуска США ударили в колокола. Было переключено на другие рельсы образование. Из того факта, что при советской системе наши вузы готовили специалистов высокого класса при очень скромных по сравнению с западными странами затратах, можно сделать предположение, что советская система была гораздо экономнее. Как ни странно, но наш средний школьник был более сметливым, изощренным в плане поиска информации, решения задач, имел более широкий кругозор. После запуска первого советского спутника влиятельный американский обозреватель Липпман написал: «Немногие посвященные в эти дела и способные понимать их говорят, что запуск такого большого спутника означает, что Советы находятся далеко впереди в развитии ракетной техники. Это их лидерство не может быть объяснено некой удачной догадкой при изобретении устройства. Напротив, оно свидетельствует о наличии в СССР множества ученых, инженеров, рабочих, а также множества высокоразвитых смежных отраслей промышленности, эффективно управляемых и обильно финансируемых».
– Итак, развитие космонавтики напрямую связано с развитием и качеством образования.
– Массового образования. Крупномасштабные космические проекты возможны только тогда, когда подготовлены тысячи специалистов инженерного, управленческого, административного, финансово-экономического состава. Это должна быть культура, пронизывающая все поры общества. Только при этих условиях осуществимы космические программы, так как они вбирают в себя весь потенциал государства. И заметьте, слабые страны в космос не летают. Кто владеет космосом, тот владеет миром. Многие проблемы заведомо не решаемы без космонавтики. И кстати, решение вопроса о том, почему на Марсе нет жизни, не менее значимо, как если бы там найти жизнь. Один этот вопрос может быть достойным того, чтобы продолжать человеческую экспансию в космос.
Развитие космонавтики и запуск спутников были естественным развитием нашей страны, воплощением всех наших чаяний. Если уж мы это сумели, человека впервые в космос послали, то все остальное мы тоже – сможем. Преодолеем бытовые тяготы и разруху, неустроенность. Вот, есть Юра Гагарин, простой смоленский парень… В отличие от американской мечты, это была русская мечта, советская мечта.
Космические исследования (а это понимал и Циолковский) способствуют консолидации и оздоровлению общества. Не в плане сенсационности, эйфоризации, это нормальное ощущение здорового организма, который идет на подъем. Это – как растет ребенок, как птица отправляется в первый полет. Это задает вектор общественному сознанию.
Комментарии