Первым документальным свидетельством интереса к людям с увечьями, инвалидам принято считать египетский папирус Ebers (1550 г. до н.э.), который, по мнению египтологов, базируется на еще более древней рукописи времен врача Имхотепа (3000 г. до н.э.). Примечательно, что египтян интересовали не только причины болезни и способы ее лечения, но их заботило и социальное самочувствие инвалидов. В городе Кармаке жрецы обучали слепых музыке, пению, массажу, привлекали к участию в культовых церемониях. В отдельные исторические периоды слепые составляли основную массу придворных поэтов и музыкантов. А умственно отсталые находились под защитой бога Озириса и его жрецов.
В античном мире человеческая жизнь, особенно жизнь ребенка, не представлялась ценной сама по себе. Об этом свидетельствуют древнегреческие законы легендарного царя Спарты Ликурга (IХ-VIII в.в. до н.э.), возведшие заботу о “физической полноценности” граждан в догму. Вот что пишет Плутарх о спартанцах: “Воспитание ребенка не зависело от воли отца – он приносил его в “лесху”, – место, где сидели старейшие члены филы, которые осматривали ребенка. Если он оказывался крепким и здоровым, его отдавали кормить отцу.., но слабых и уродливых детей кидали в пропасть возле Тайгета”.
Во времена раннего христианства только церковь уделяла внимание калекам, увечным и слабоумным. Важную роль в их судьбах сыграли монастыри, число которых в Европе IV-VI вв. быстро увеличивалось. В них подчас находили приют люди с физическими или психическими недостатками.
Западной Европе потребовалось около двух тысяч лет, чтобы пройти путь от отторжения и агрессии к первому осознанию необходимости призрения, заботы о людях с выраженными отклонениями в развитии.
На Руси первым лицом, облеченным властью и попытавшимся реально помочь инвалидам, был киевский князь Владимир, который крестил страну и устроил монастыри с первым опытом призрения убогих. Таким образом, став христианским государством, Русь заботу об инвалидах поручила церкви.
Вторым великим отечественным преобразователем социальной политики был Петр I, который в 1701-м году съездил на Запад и увидев, что там есть приюты, задался вопросом, а почему их нет у нас? В 1701-1705 годах Петр I издает любопытные указы: “О запрещении убийства зазорно рожденных детей” и об “Открытии сиропитательных домов”, так называемых приютов для детей-подкидышей. Умирает Петр, умирают его реформы.
Очередной реформатор – Александр I, который, придя к власти, узнает из переписки со своими осведомителями в Европе, что в Париже, оказывается, недавно открыта школа для слепых. Александр приглашает ее основателя Валентина Гаюи в Россию. В 1806 году в Петербурге открывается школа глухих, в 1807 году – первая школа слепых. Но так как это всего лишь царская прихоть, то после этого проходит большой период времени полного затишья в специальном образовании.
Отменено крепостное право, земство, и открываются школы для этой категории детей. Все они благотворительные. Кадры для них никто не готовит специально. Каждый преподает в них по-своему.
И, наконец, в 1908 году Россия принимает решение о введении всеобщего обязательного начального обучения, предполагая этот период растянуть на 10 лет, то есть к 1918 году его закончить. Тогда же в Москве открываются школы для слепых и глухих детей, а также первая школа для умственно отсталых. 1908 год как раз и является годом рождения образовательного учреждения, из которого вырос впоследствии Институт дефектологии. Выдающийся русский дефектолог Всеволод Петрович Кащенко на свои деньги и частично на некоторые пожертвования покупает землю с несколькими зданиями и открывает первую школу для детей с трудностями в обучении, для тех, кто способен учиться, но не может это делать в обычной общеобразовательной системе.
К чести советского государства, оно с первых месяцев основания начало заботиться о “морально и физически дефективных” детях. Создание системы, социального обучения было обеспечено уникальным научным учреждением страны – Экспериментальным научно-практическим дефектологическим институтом, он был открыт на базе медико-педагогической станции НАРКОМПРОСа. Выдающиеся ученые Л.С.Выготский, А.Р.Лурия, М.С.Певзнер, Ж.И.Шиф, И.А.Соколянский, Ф.Ф.Рау и многие другие – блестящая плеяда психологов, педагогов, психофизиологов, нейрофизиологов, объединившись в стенах вот этого единственного научно-исследовательского института, разрабатывала подходы к диагностике содержания и методам обучения таких детей, экспериментально доказывая, что их нужно, можно учить и можно научить очень многому.
В 1992 году Институт дефектологии получает новое название – Институт коррекционной педагогики РАО.
Приоритетные направления исследований:
– Анализ и прогнозирование развития системы специального образования;
– Раннее (с первых месяцев жизни) выявление и ранняя комплексная коррекция нарушений в развитии;
– Интегративный подход к образованию;
– Создание условий для полноценного личностного, социально-эмоционального развития детей;
– Проектирование системы специального образования ХХI века;
– Совершенствование специального обучения за счет использования компьютерных технологий;
– Обучение детей с комплексными нарушениями.
Комментарии