Информационная деятельность в современной школе может быть представлена как совокупность различных процессов: преподавание информатики; интеграция информационных технологий в преподавание предметов; информатизация внеклассной работы; создание и наполнение информационного ресурса; информационное управление школой. Соответственно должны решаться следующие задачи информатизации:
Информатизация образовательного процесса: проведение уроков по различным предметам с использованием мобильного класса; преподавание предметов в кабинетах, оснащенных компьютерной техникой; использование уроков информатики для закрепления знаний по другим предметам; организация компьютерного тестирования учащихся; проектная деятельность учащихся.
Информатизация внеклассной работы: подготовка материалов для школьного сайта; работа кружка юных журналистов и студии компьютерного творчества; проведение мультимедиаконференций; выпуск школьной электронной газеты.
Создание и наполнение школьного информационного ресурса: публикация в локальной сети и на сайте школы теоретических материалов и практических результатов деятельности учащихся и учителей, организация работы школьной медиатеки.
Автоматизация управления школой: переход от решения традиционных административных задач к задачам оптимизации управления школой; автоматизация обработки данных медико-психологической службы; информационное взаимодействие с управляющими структурами.
Анализ педагогического наполнения современной информационно-образовательной среды показывает, что:
информационные технологии дают наибольший эффект лишь в сочетании с передовыми педагогическими технологиями;
при создании единого информационного пространства школы решающим остается педагогический аспект;
совместная деятельность педагогов и учеников на общем информационном поле позволяет реализовать идеи педагогики сотрудничества;
главной проблемой является изменение места и роли учителя в современном учебном процессе.
Таким образом, на первый план выдвигается педагогический аспект информатизации.
Попробуем сформулировать некоторые вопросы, касающиеся роли учителя в информатизации образовательного процесса, и ответить на них.
Вопрос первый. Хочет ли школьный учитель освоить информационные технологии (ИТ)? Если да, то почему он этого хочет?
Отвечая на этот вопрос, процитируем Симура Паперта. Если школа не идет в ногу с жизнью, учащиеся «перестают ее уважать, перестают ей верить. Когда учащиеся теряют доверие и уважение к школе, то учитель утрачивает авторитет и школа погрязает в проблемах плохой дисциплины и низкой успеваемости». В XXI веке «цифровые среды суть естественные среды для интеллектуальной работы в той же степени, в какой письменность была для веков предыдущих».
Хороший учитель не может этого не понимать. С другой стороны, администрация обязана выполнять программу модернизации российского образования, в том числе программу «Электронная Россия».
Итак, учитель хочет освоить ИТ, школьная администрация должна ему помогать.
Вопрос второй. Как и чему учить учителя, решившего освоить ИТ?
Невостребованные знания быстро забываются, а умения быстро утрачиваются, особенно в области постоянно изменяющихся информационных технологий. Поэтому надо идти от реальной ситуации: анализировать конкретные задачи, стоящие перед учителем, и доступные ему сегодня и завтра технические средства.
Минимальный уровень оснащенности: компьютер и принтер. Можно подготовить к уроку раздаточный материал, а также отчет для администрации. Значит, необходимо освоить текстовый и графический редакторы (Word, Paint), электронные таблицы (Excel) и простейший редактор компьютерной верстки (Publisher).
Если есть сканер, надо понять основы компьютерной обработки изображения и освоить конкретную программу сканирования. Многие учителя охотно идут дальше и учатся обрабатывать растровые изображения с помощью программы Photoshop.
Следующий уровень: школу оснастили мультимедийным проектором, и учитель получил возможность проецировать изображение на экран. Без программы создания презентации (PowerPoint) ему не обойтись. Также хорошо бы освоить работу с периферийным оборудованием (звуковые колонки, микрофон, цифровые фото- и видеокамеры) и соответствующие программы (например, Media Player).
Если для поиска информации учитель имеет возможность использовать интернет (в школе или дома), ему надо владеть основами работы с поисковыми системами, уметь выбрать и сохранить необходимые документы, а также пользоваться электронной почтой для общения с коллегами, учениками и их родителями, где бы они ни находились.
Для обучения учителей информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ) целесообразно использовать любые возможности: от индивидуальных консультаций на базе кабинета информатики до профессионально и качественно организованной системы курсов Федерации Интернет Образования, в том числе дистанционную форму обучения. Если администрация школы понимает важность этого дела, она сумеет направить своих учителей на соответствующие курсы без ущерба для учебного процесса.
Вопрос третий. Как организовать жизнь школы так, чтобы учитель регулярно использовал на практике полученные знания?
Первое – заинтересованное отношение администрации: посещение открытых уроков, проведение тематических педсоветов, забота о приобретении и обслуживании технических средств. Например, в одной из московских школ администрация принимает отчетные документы только в электронном виде.
Второе – помощь учителю-предметнику в подготовке и проведении уроков с использованием ИКТ. Чтобы такую работу выполнял учитель, являющийся специалистом по информационным технологиям, можно использовать часы из школьного компонента.
Третье – контроль за распределением и целевым использованием техники, поставленной в школу. Например, автоматизированное рабочее место должно быть поставлено не самому заслуженному, а самому творческому учителю. Если в школе появился мобильный компьютерный класс, надо найти человека, который ответственно, доброжелательно и заинтересованно будет помогать учителям готовить и проводить уроки на базе этого класса.
Перечисленные направления работы по обучению учителей и внедрению ИКТ в учебно-воспитательный процесс входят в функциональные обязанности заместителя директора школы по информатизации, значит, соответствующие задачи могут быть решены.
Рассмотрим роль компьютерной графики в формировании информационного пространства школы.
В «школе информационного общества» учащиеся должны:
осваивать технику поиска и сбора данных;
сознательно использовать возможные способы организации данных;
уметь наглядно представлять имеющийся материал с учетом быстро возрастающего значения графической информации.
Следует заметить, что работа со средствами ввода графической информации как компонент учебной деятельности обсуждалась еще десять лет назад. Несмотря на стремительное развитие аппаратных средств, обучение работе с графическим планшетом при изучении дисциплин художественно-графического цикла не потеряло актуальности в силу того, что это устройство ввода не столь распространено, как манипулятор- мышь, а технология работы с ним несколько иная, более адаптированная к технике художника.
Роль компьютерной графики в школьном информационном пространстве постоянно возрастает за счет тенденции развития современных информационных технологий: от текстового интерфейса к графическому. Соответственно растет востребованность умений создавать и обрабатывать графическую информацию. Кроме того, растет актуальность освоения новых устройств ввода графической информации: сканера, цифровых фото- и видеокамер, а также способов обработки информации: основ художественной фотографии и видеомонтажа, коммуникационных навыков.
Все перечисленные знания и умения учащиеся должны усваивать в процессе обучения компьютерной графике в рамках дисциплины «Информатика и ИКТ» и активно использовать при выполнении культурологических междисциплинарных проектов и во внеклассной деятельности. Тем самым создаются условия для формирования информационно-графической культуры школьников на основе гуманитарных, гуманистических и культурологических принципов и традиций.
Тамара СЕВЕРОВА, учитель информатики, зам. директора по информатизации Центра образования № 109, Москва
Комментарии