search
main
0

Сквозь языковую призму

Сильнейший мотив к изучению иностранного языка

Театр поучает так, как этого не сделать толстой книге.

Вольтер

 

Изучая язык, осваивая его как средство общения, важно суметь прочувствовать культуру речи наиболее полно. Особенно эффективными инструментами для формирования коммуникативных навыков являются те, которые также затрагивают сенсорное восприятие, интеллектуальную и эмоциональную сферы ребенка. К ним относится театральная педагогика.

Театральная педагогика – взгляд на школу сквозь призму театрального искусства. И ее ценность в том, что она не только является частью урочной деятельности, но и выходит за рамки уроков. Таким образом, достигаются не только начальный и повышенный результаты обученности, но и, что очень важно, высокие, метапредметные – систематизация знаний, установка взаимосвязей, создание творческого продукта. Кроме того, при использовании инструментов театральной педагогики формируются важные личностные качества: готовность оценивать свое поведение с позиции нравственных норм, восприимчивость к разным видам искусства, активное участие в решении практических задач, овладение культурой изу­чаемого языка.

Из опыта использования инструментов театральной педагогики в нашей школе можно сделать вывод, что театрализация – это сильнейший мотив к изучению иностранного языка. Благодаря ей школьники быстро овладевают коммуникативными конструкциями и формулами, а затем с легкостью используют их в речи.

Начинается эта работа в рамках дополнительного образования в виде инсценировок и театрализованных игр. Постановка спектакля представляет собой своеобразную проектную деятельность, поскольку указывает на связь с результатами обучения.

Впоследствии после успешных представлений на сцене метод театрализации начинает применяться не только во внеклассной работе, но и на уроках. Этот подход очень эффективен в работе с учащимися на уровне начального образования, а также со школьниками 5-6‑х классов. В процессе такой учебной деятельности принципы взаимоотношений режиссера и актеров переносятся на учебные взаимоотношения учителя и учеников, что делает такое общение позитивным. И конечно, самое главное, что ребята учатся взаимодействию в детском коллективе, выстраивают межличностные отношения.

Оценить опыт использования методов театрализации в школе можно по уровню сформированности у учащихся иноязычных умений и навыков, способности применять изучаемый язык в ситуациях общения.

Пример такой работы – инсценирование эпизода из произведения Оскара Уайлда «Кентервильское привидение». На подготовительном этапе ребята читают текст, проводится работа, направленная на преодоление языковых трудностей: беседа об авторе и произведении, работа с иллюстрациями, введение новой лексики.

Также необходимо выполнение ряда заданий к тексту во время прочтения (ответы на вопросы, выражение согласия/несогласия, работа со структурой текста, отработка лексики). Основная цель данного этапа – проверить понимание прочитанного. Далее начинается подготовка к инсценированию, которая также делится на несколько этапов:

– упражнения на проявление эмоций («Прочитай весело/с грустью/безразлично»);

– упражнения на развитие воображения («Каким тебе видится герой?»);

– использование на уроках песен и рифмовок;

– разыгрывание диалогов и постановок (отрывки-диалоги из произведения).

После такой подготовительной работы учащимся стали понятнее основная мысль произведения, чувства героев. Инсценируемые диалоги и отрывки из произведения были реализованы в театрализованном представлении.

Метод театрализации как средство формирования коммуникативных навыков у младших школьников во внеклассной работе и на уроках доказал свою эффективность. Коммуникативные умения сформированы на достаточном уровне, учащиеся готовы к общению на изучаемом языке в пределах жизненного опыта. Выступление ребят на сцене привлекает других школьников, проявляющих стремление к участию в театрализациях.

Ребята успешно проявили себя в таких конкурсах Городского методического центра, как World Languages, LinguaTime.

Мы продолжаем традиции школьного театра на иностранном языке. С 1996 по 2001 год театральный коллектив Generation Next радовал зрителей интересными постановками на темы истории и инсценировками драматических произведений, в том числе пьес Шекспира. Методическое объединение учителей иностранного языка продолжает это нужное дело.

Таким образом, из опыта работы я могу с уверенностью сказать, что обучение иностранному языку младших школьников протекает наиболее успешно, когда учитель активно использует средства театральной педагогики. А творческая деятельность, в которую вовлечены ребята, создает условия для общения как на родном, так и на иностранном языках.

Елизавета ВОРОЖЕЙКИНА, учитель английского языка школы №1359 имени авиаконструктора М.Л.Миля

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте