search
main
0

Сквозь прозрачные стены. Коррупция либо есть, либо нет. «Немножко коррумпированных» не бывает..

…Еще четверть века назад в любой крупной школе имелись личный дворник, две уборщицы и гардеробщица. Многоэтажные школы в районных центрах позволяли себе по уборщице на каждый этаж. Их набирали по конкурсу. Работа школьной уборщицы в сельской местности считалась хорошей и «чистой». Уборщицу уважали за близость к школе и к учителям.

На дворе февраль 2017-го. «Зимой около школы скользко, дорожки редко посыпают песком, постоянно рискуешь упасть», – пишут учителя. Они сами убирают двор. Летом за цветами во дворе ухаживают дети. Заодно чистят и подметают. За это им засчитывают практику. Кроме того, они моют после уроков полы в своих классах… А все потому, что многомиллионный муниципальный аукцион на уборку школы и ее двора выиграла фирма-фантом. Теперь она носится по району, как «Летучий голландец». Если раньше директора были не прочь ее поймать, чтобы поговорить, то сейчас уже одну встречу с ее представителями считают дурным предзнаменованием. А для чиновников муниципалитета, которые провели аукцион, реальные услуги этой фирмы и не требуются. Уборка территории и вывоз мусора существуют лишь на бумаге. Вот только школа реальная!Вам и не снилось «С каждого родителя в определенные дни – 8 Марта, 9 Мая, в Новый год – взимались деньги. Каждый класс был «обложен» фиксированной суммой. Ее нужно сдать представителю директора. Тот передавал сумму лично директору», – рассказывает одна из мам. Такие сборы средств «на нужды школы» в разных городах России варьируются от 5 до 15 тысяч рублей с класса. Куда идут деньги – никто не знает. Народное воображение готово нарисовать отпуска школьной администрации под пальмой на Гавайях. Но чаще всего случается то, что вам и не снилось: директор отдает собранную наличность… дворнику. Легально нанять дворника, который бы разбил лед на школьном дворе, невозможно: это означает бросить тень на управление образования и на муниципалитет, который заключил договор с фальшивой клининговой фирмой. Абсолютно все уверены, что в муниципалитете заключили договор не просто так, а получив от фирмы-невидимки крупный откат. И если случайно выяснится, что школьный двор не убирается, директору не поздоровится. Он заключает свой трудовой договор с управлением образования и связан с ним 278-й статьей ТК РФ, по которому работодатель (то есть управление образования или муниципалитет) может уволить его в любой момент. И ему приходится защищать своих коррумпированных работодателей. Какую статью можно инкриминировать такому директору? Дача и получение взятки (ст. 290 и 291 УК РФ) отпадают. Можно пожурить его за «серый нал» и неуплату налогов. Можно пригрозить моральным осуждением. И ничего больше. Но прокуратура тем временем стоит на низком старте, ожидая жалобы от родителей (например, «наш ребенок поскользнулся на школьном крыльце и сломал руку»), чтобы развернуть проверку по фактам миллионных злоупотреблений при проведении аукционов в муниципалитете. Подняться по ступенькам обледеневшего школьного крыльца до людей, которые отвечали за проведение аукционов на муниципальном уровне, – дело одного дня. Был бы повод. …Но когда родители узнают, что виновата не школа, у них пропадает желание жаловаться. Нахимичили…Потенциальные лидеры по коррупционной взрывоопасности – крупные города и богатые муниципальные районы. А потенциальная среда – родители школьников, которые готовы платить за то, чтобы их дети получили хорошее образование. – Вы уже заплатили за все в школе своими собственными налогами, – объясняет ситуацию родителям Юлия Галямина, научный сотрудник МГУ им. М.В.Ломоносова, сооснователь и эксперт школы местного самоуправления. – Школа не манна небесная. Она существует на ваши налоги, и других денег у государства нет. Один только московский бюджет на 45% состоит из налогов физических лиц. Однако Юлия сама вносит деньги, когда речь заходит о дополнительных занятиях по профильному предмету: – Я плачу через банк 4 тысячи в месяц по официальному договору со школой. Это за химикаты и прочее. У моего ребенка химико-биологический профиль. Тридцать лет назад перечень экспериментов, которые входили в программу школьной химии, был на порядок разнообразнее. При этом все реактивы поставлялись в школы бесплатно. Об этом заботились учебные коллекторы при районных управлениях образования, снабжавшие школы лабораторным оборудованием. Небольшая деталь: 1 сентября в школы из учколлектора доставляли даже огромную емкость спирта, чтобы никому не пришло в голову использовать на уроке спирт плохой очистки. – За минувшие годы была уничтожена замечательная советская система поставки в школу химических реактивов, – говорит Олег Габриелян, заслуженный учитель РФ и автор учебников, по которым изучают химию более 70% российских школьников. – Исчезли учебные коллекторы. Во многих местах их закрыли для того, чтобы заработать. И поэтому все больше родителей оплачивают реактивы и все меньше российских школ могут позволить себе открыть полноценный химико-биологический профиль.Дьявол в деталях Как узнать, проникла ли коррупция в вашу школу? «В нашей школе кулер установлен только в столовой, и воды не хватает. Но на наши жалобы директор предлагает покупать воду в класс по 215 рублей у определенного поставщика», – утверждают родители. И это первый этап. Перестают работать структуры родительского самоуправления. Родителей заставляют регулярно сдавать деньги на абстрактные «нужды школы». Это второй этап. Родители или учителя начинают жаловаться на компанию-аутсорсера, но школьная администрация обвиняет их в… «очернении школы»: «Директор подчеркивала, что наши посты в сетях портят имидж школы (как могут реальные фото испортить имидж школы, если она так замечательно работает?). Вместо того чтобы ужесточить контроль над привозимыми продуктами и тем самым улучшить имидж школы, проще заткнуть рты родителям». Это третий этап. Все уже очень серьезно. Наконец, наступает последний этап. Коррупция, пришедшая в школу извне, отравляет школьный уклад. Для того, кто долго живет в коррумпированном окружении, она начинает представляться космическим законом. Люди уже не могут поверить, что за сотню километров от них нет коррупции. «Да неужели? Что за сказки вы рассказываете?» – смело бросает мне один из директоров. На самом деле происходит очень страшная вещь – наступает «стокгольмский синдром». Главная жертва коррумпированных муниципалитетов – школа. Но те, кто руководят ею, не хотят считать себя жертвами и… начинают гордиться чиновниками муниципалитета, которые обкрадывают их же школы, но с блеском уходят от ответственности…В 2009 году, по данным ВЦИОМ, более половины россиян ответили, что коррупция непобедима. В 2015 году так считали уже только 3%. Еще около 3% ответили, что с коррупцией можно успешно бороться.Ольга ЖУРАВЛЕВА, профессор Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, автор первого учебно-методического пособия по антикоррупционному просвещению в школе: – Ученики и учителя должны понимать, к чему может привести коррупция на уровне повседневной жизни. Коррупция – это страшная разрушающая сила. Именно антикоррупционная тематика, если мы посмотрим цветные революции, становится причиной, по которой люди выходят против режимов. Школьники – это будущие избиратели 2018 и 2024 годов. Они могут стать локомотивом как с одной стороны, так и с другой.Окончание следует

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте