search
main
0

Сквозь пену политики. Русские и эстонцы подписали договор о сотрудничестве

Не так давно московскую школу № 1306 для обмена опытом посетили 35 учителей Таллинского Линнамяйского русского лицея. Они рассказали о том, как живут в Эстонии наши бывшие соотечественники, какие проблемы волнуют тамошних педагогов и школьников, чей родной язык – русский.

Таллинский Линнамяйский русский лицей – одно из крупнейших образовательных учреждений в Эстонии, здесь обучаются 1350 детей. Уже 14 лет в нем действуют управленческие и экономические классы, приносящие ощутимые результаты. Как правило, их выпускники быстрее других своих сверстников адаптируются к новой жизни. Русский лицей примечателен еще и тем, что в нем действует крупнейший в Прибалтике музей «А. С. Пушкин – век ХХ».

О том, как создавался лицей, рассказал его директор Сергей Гаранжа:

– Лет 15 назад, когда шел процесс становления независимости государств (бывших союзных республик), создавалась наша Таллинская русская школа № 64. К сожалению, во все времена в любой стране есть политика, а есть пена, которая взбивается, когда происходят какие-то перемены. Необычность нашей школы заключалась в том, что на волне этой пены из всех смешанных школ, где учились русские и эстонские дети, были выведены все классы с русским языком обучения.

Я получил школу, в которой вместо 700 учеников оказалось 2200. Поначалу нам с учителями было очень тяжело. По сути дела, пришлось восстанавливать полуразграбленную школу. Как ни странно, на наши трудности откликнулась… милиция! Она направляла к нам осужденных на пятнадцать суток, которые помогали учителям убирать помещения, собирать мебель, охранять то, что еще не было разворовано. Почему мы оказались в такой ситуации? Да потому, что эстонские государственные деятели решили, что политика должна идти впереди экономики и образования.

– Через год в школе стали проходить управленческие игры для заполнения вакантных мест на заводах и фабриках, – продолжает Сергей Николаевич. – Была разработана методика отбора руководителей. Мы поняли, что этим направлением необходимо заниматься и в школе. И открыли классы «Основы управленческой деятельности и экономики». Конечно же, задача подменить вуз не ставилась. Хотелось дать ребятам базовые, прикладные знания по управлению, экономике и психологии. На базе школы проходили международные бизнес-лагеря, куда приезжали школьники со всего бывшего СССР.

Сергей Гаранжа ответил на вопросы московских старшеклассников, участников «Клуба молодых политиков».

– Сергей Николаевич, каков уровень подготовки ваших лицеистов?

– Мы входим в число шести лучших эстонских общеобразовательных школ. Наш лицей – с европейским стандартом обучения, где особое внимание уделяется экономике, естественным и гуманитарным дисциплинам. Конечно же, мы отличаемся от 1306-й московской школы по многим показателям, но и во многом схожи. У вас «Клуб молодых политиков», а у нас – «круглый стол», куда приходят политики. Вы сейчас создаете свой журнал, а мы в очередной раз пытаемся воссоздать свою газету. У вас интересный творческий проект «Ребята с нашего двора», а мы ставим, можно так сказать, исторические мюзиклы.

– Как вы относитесь к системе российского образования? На каком она уровне?

– Российское образование продолжает оставаться одним из самых мощных в мире. Поверьте мне, я много бывал за границей и изучал системы образования разных стран. Мы завидуем вашим учебным пособиям и библиотекам, которые вы создаете. Я не говорю, что у нас этого нет. Допустим, библиотека нашего лицея – одна из самых крупных библиотек в Эстонии. Тем не менее я вижу, что сейчас в России создаются новые обучающие технологии, учебные пособия, каждый ученик может выбрать поле для самостоятельной работы.

– Введена ли в вашем лицее школьная форма?

– По этому поводу мы с учителями решили: не стоит выдумывать то, что мы не сможем создать и проконтролировать. Жизнь такова, что у нас учатся дети из семей самого разного достатка. То есть, введя форму, я знаю, сколько она будет стоить. К примеру, одни ребята приезжают в лицей на супериномарках, для которых 500 долларов на буфет – не проблема, а другие ходят в кедах, трико и футболках. Для них это и повседневная форма, и парадно-выходная. Так что вопрос формы – вопрос будущего.

– Какой концепции придерживается ваш лицей?

– При создании лицея закладывалась программа подготовки конкурентоспособной молодежи, знающей свою историческую родину – Россию и вторую родину – Эстонию. Молодежи, которая будет связующим звеном между соседними государствами. Как я знаю, недавний приезд Валентины Матвиенко в Эстонию был связан с тем, что, по сути, были подготовлены документы об отмене двойного налогообложения. А эстонская сельская продукция, особенно молочная, всегда была конкурентоспособной в России. Поэтому мы очень ждем этой отмены.

– В России идет эксперимент по введению единого государственного экзамена, а как он проходит в Эстонии? Как вы относитесь к ЕГЭ?

– В целом положительно, потому что здесь отсутствует личностный фактор – волюнтаризм в масштабе одного педагога. Приведу пример. Я был председателем школьной экзаменационной комиссии. Писали сочинение. Одному ученику учительница поставила четверку. Когда я прочитал работу, то сказал, что, мол, если это «четыре», то кому же ставить «пять». В сочинении я увидел полет мысли ребенка, мечтавшего стать летчиком. Он рассказывал, как это прекрасно – подняться в небо. Пусть ученик писал не как Сент-Экзюпери, но у него была мысль. И мы ему поставили пятерку. А могли бы и «срезать».

У нас независимый государственный экзаменационный комитет. До самого последнего момента мы не знаем, что будет на экзамене. Директор рано утром получает пакет и привозит в школу, где посторонний наблюдатель вскрывает его. Никто не может повлиять на процесс – ни директор, ни учитель.

Минус ЕГЭ еще и в том, что ребенок на экзамене пронумерован и совершенно обезличен. Дети находятся в состоянии стресса. Случается, что отпаиваем ребят валидолом. Некоторые не выдерживают и пытаются сбежать с экзамена. Приходится их отлавливать, возвращать, уговаривать…

– Не хотят ли эстонские власти сделать так, чтобы во всех школах все предметы преподавались на эстонском языке?

– Сегодня все поняли, что это утопия. К тому же для этого нет кадров. В Эстонии каждая школа с местным органом самоуправления определяет 40% учебных предметов, которые будут изучаться на эстонском, остальные изучаются на русском.

В завершение встречи директор 1306-й московской школы Елена Спорышева и директор Таллинского Линнамяйского русского лицея Сергей Гаранжа подписали договор о сотрудничестве. Они убеждены – московская школа и таллинский лицей должны работать в первую очередь для детей и только потом – для вдохновения и материального удовлетворения учителей и администрации.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте