search
main
0

Скверный анекдот. Такое может произойти только в краю непуганых начальников

Чем дальше от центра, тем меньше у людей прав, в России так было всегда. Чиновники же в таких «заповедных», удаленных от государева ока местах, напротив, чувствуют себя гораздо свободнее. Законы писаны вроде и не для них вовсе. В провинции до сих пор относятся к учителям «по-княжески», как к холопам. Если же педагог вдруг начинает вести себя как гражданин свободной страны, то есть требовать исполнения законов, его просто-напросто… увольняют. Если получится – по статье, если под нее нельзя подвести – по сокращению штатов. Зачем он такой непокорный нужен?

Надежда Сергеевна Иванова, педагог Вачского района Нижегородской области с 36-летним стажем, скорее всего не попала бы в число непокорных и работала бы спокойно до сих пор, если бы не несчастный случай. История ее злоключений, окончившихся увольнением, началась 25 ноября минувшего года, когда она переступила порог своей школы. Переступила весьма неудачно. Запнувшись за бельевой шнур, конец которого каким-то образом зацепился за дверную петлю, Надежда Сергеевна упала лицом на лестничный марш. Упала так сильно, что на несколько секунд потеряла сознание. Хирург районной поликлиники, к которому она обратилась в тот же день, констатировал обширную гематому лица, сотрясение мозга и черепно-мозговую травму. В медучреждение Надежда Сергеевна дошла сама. Никто ей не вызвал «скорую», не помог в тот момент, хотя свидетелей падения было немало: неподалеку сидел охранник, в коридоре бегали дети – в школе была перемена. Очнувшись и с трудом поднявшись, Надежда Сергеевна побрела на улицу за снегом, чтобы приложить его к месту ушиба и уменьшить острую пульсирующую боль…Она не ведала тогда, что с этим ударом все только начинается, что большие испытания впереди и боль еще долго не отпустит. Удар, который спустя два дня нанесли ее коллеги, оказался куда сильнее. Вместо помощи или хотя бы сочувствия она получила упреки и прямые оскорбления. Читатель, наверное, уже догадывается, что могло стать причиной столь неадекватного поведения начальства. Да-да, вы не ошибаетесь: упавший при входе в школу педагог попросил оформить производственную травму. Законно? Безусловно. Правомерно? Без сомнения, ведь свидетелей несчастного случая много, он запротоколирован представителем МВД, факт причиненного увечья зафиксирован медицинским учреждением.Однако в составлении акта о несчастном случае в образовательном учреждении Ивановой было категорически и в грубой форме отказано. Более того, инспектор управления образования, курирующая юридические вопросы, Г.Н.Былушкина потребовала, чтобы пострадавшая срочно явилась в управление с объяснительной. Надежда Сергеевна попыталась убедить коллегу, что она в данный момент плохо чувствует себя и плохо выглядит (лицо ее представляет собой сплошную гематому), но инспектор дала ясно понять, что если объяснительной не будет, не будет и акта. В результате Надежде Сергеевне 29 ноября пришлось идти в управление и писать требуемый документ. К слову, «несвоевременная явка с повинной» станет в дальнейшем причиной служебного взыскания и лишения Надежды Сергеевны квартальной премии, которую 28 декабря получат все методисты управления, кроме нее.Причина столь странной реакции чиновников понятна: директор школы и начальник управления образования района боялись неприятностей. Зачем портить показатели района по школьному травматизму? К слову сказать, педагогу пришлось три недели пробыть на больничном: вначале она лечилась амбулаторно, потом в стационаре. Но это никого из начальства не волновало. Уважаемый педагог и коллега в одночасье стала для работодателей врагом номер один. А в борьбе, как известно, средства не выбирают.В трудную минуту рядом с учителем оказались только друзья и дети. Именно дочь убедила Надежду Сергеевну не мириться и требовать составления акта. В результате была назначена комиссия, в которую вошли помимо представителя школы по технике безопасности заместитель начальника управления образования, представитель страховой компании, председатель первичной профсоюзной организации управления образования и все та же инспектор Былушкина. Заседание комиссии скорее напоминало суд, где члены комиссии выступили в роли прокуроров, а Надежда Сергеевна – в роли обвиняемой. Чего только она не наслушалась! Вызванная в качестве свидетеля обвинения завхоз упрекнула Надежду Сергеевну в том, что не было слышно грохота от падения, никто не слышал душераздирающего крика от боли, что не было на лестнице лужи крови. На все эти странные упреки потерпевшей пришлось отвечать, оправдываться. Обвинение не остановилось: «Зачем вы пошли той дверью, а не другой? Почему воспользовались служебным входом, а не парадным?» То, что служебный вход всегда был открыт и им много лет все пользовались, комиссию не волновало. Когда фантазия членов комиссии (а ведь это все до одного коллеги Надежды Сергеевны!!!) иссякла, был выложен последний неоспоримый козырь: «Вам, Надежда Сергеевна, в 9 утра в пятницу нечего было делать в школе – консультации у вас начинаются в 12.00, уроков нет. Значит, вы сами виноваты, что пришли не вовремя, тем более воспользовались не тем входом, которым должны были».Тут нужно сделать отступление, чтобы было понятно, о чем идет речь. Надежда Сергеевна по основной своей специальности учитель русского языка и литературы, в 1991 году, пройдя подготовку на курсах логопедов, стала единственным специалистом своего района по исправлению дефектов речи (к слову, в прошлом году она повысила свою квалификацию, окончив логопедические курсы в НИРО). До 2010 года она работала на ставке педагога-логопеда в школе. Претензий к ее работе никогда не было, Надежда Сергеевна получала письменные и устные благодарности. Родители и педагоги видели результат: практически все, с кем занималась Надежда Сергеевна, выходили с чистой речью. Было довольно и начальство, ведь логопедическая помощь оказывалась всем школьникам и дошкольникам района. Когда началась реструктуризация сети образовательных учреждений, начальник Управления образования администрации Вачского района Сергей Николаевич Сачков посчитал целесообразным перевести логопеда в штат управления на должность методиста. Надежда Сергеевна по-прежнему выполняла свои обязанности, занимаясь с детьми в своем логопедическом кабинете в той же школе, выходила для диагностики в другие образовательные учреждения, проводила беседы с педагогами и родителями, но зарплату с этого времени получала в управлении. Кроме того, как совместитель вела русский язык и литературу в 7-м классе Вачской средней школы, той самой, где находился ее логопедический кабинет.В тот злополучный день 25 ноября в школе проводилась олимпиада по русскому языку. В ней должна была участвовать одна из учениц Надежды Сергеевны. Зная о том, как нужна ей поддержка, Надежда Сергеевна торопилась в школу к началу олимпиады. Она хотела подбодрить ученицу, дать последние наставления, да что объяснять, всем предметникам это понятно и знакомо. Однако неравнодушие педагога было преподнесено в качестве основной вины: «Зачем вы пришли, если вашего имени не было в приказе о проведении олимпиады? Вам нечего делать там!» Тот факт, что коллега попросила Надежду Сергеевну помочь с проверкой олимпиадных работ, тоже никого из комиссии не впечатлил. Поэтому акт был составлен вполне в фарисейском духе: «Несчастный случай произошел по вине пострадавшей не на рабочем месте и в нерабочее время…» С ним Надежду Сергеевну ознакомили только 29 декабря. Разумеется, «обвинительный приговор» Надежда Сергеевна отказалась подписывать и стала искать защиты в Государственной инспекции по труду по Нижегородской области. Ее уполномоченный, курирующий три района, в том числе Вачский, оказал Надежде Сергеевне не только моральную поддержку в трудной ситуации, но и необходимую юридическую помощь. Благодаря этому акт был переписан в пользу пострадавшей, было снято дисциплинарное взыскание и даже выплачена премия по итогам квартала. Но это произошло только в январе.А в декабре против непокорного работника начались санкции. Сначала ей было запрещено вести уроки русского языка в рабочее время, только в обеденный перерыв и в субботу, рабочее место с 13 декабря было установлено в методкабинете управления, а не в логопедическом кабинете школы, как было до этого. Когда Надежда Сергеевна уходила на занятия с детьми, за ней отправлялся специальный человек, следящий за тем, куда она идет, с кем и сколько занимается. Надежда Сергеевна понимала, что начальство ищет повод, к которому можно будет придраться и на основании которого уволить, подведя под статью. Но Надежда Сергеевна и в этот сложный период держала себя достойно и повода к взысканию не подала ни разу. У начальства остался единственный способ воздействия на непокорного работника. Перед самым Новым годом, 30 декабря, на торжественном праздничном собрании начальник управления образования Сергей Николаевич Сачков объявил, что «из-за строптивости Ивановой пострадает весь коллектив информационно-методического центра». В этот же день всем методистам был выдан под роспись приказ №461 о предстоящем увольнении по сокращению штатов с 1 марта 2012 года. Однако расстроена была только виновница «торжества». Все остальные чувствовали себя гораздо спокойнее, поскольку были предупреждены, что приказ не более чем удобный способ избавиться от неугодного служащего. Эта схема уже не впервые применялась в вачской администрации. Сначала всех работников структурного подразделения увольняют по сокращению штатов в связи с реорганизацией, на следующий же день издается приказ о создании новой структуры (с другим названием и другим формальным подчинением), куда принимаются на работу все те же лица, кроме одного-двух неугодных начальству. Знала об этой схеме и сама Надежда Сергеевна. Но она все продолжала верить в справедливость и ждала от работодателей если не сочувствия, то хотя бы внешнего соблюдения закона. По закону ей должны были предложить вакансии. Но их никто не предлагал. 30 января она (уже только она одна из всех методистов) получила повторное уведомление о предстоящем увольнении с формулировкой, что «управление не может предоставить ей другую работу».В защиту логопеда поднялись родители, детям которых Надежда Сергеевна помогала ставить речь. Ведь после ее увольнения ни у одного ребенка не было шансов получить помощь. Ближайший логопед есть только в соседнем райцентре, куда проезд стоит 100 рублей. К тому же понятно, что с детьми из другого района он согласится заниматься только за деньги. Родители написали письмо на имя начальника управления с просьбой найти возможность трудоустройства логопеда, так нужного их детям. Но ответа не получили. Сама Надежда Сергеевна 5 марта написала заявление принять ее в ИМЦ на полставки до 30 мая этого года, для того чтобы «иметь возможность закончить занятия с группой детей, нуждающихся в помощи». Я видела его копию. На нем размашистым почерком написано «Отказать». Под резолюцией стоит подпись заведующей информационно-методическим центром Е.В.Оруп. Когда после выборов в Вачу приезжал депутат Законодательного собрания Нижегородской области от «Единой России» Виктор Лунин, Надежда Сергеевна обратилась за помощью к нему. Он пообещал разобраться и помочь, но… Сразу после праздников Ивановой было дано распоряжение как можно быстрее освободить кабинет. Остается только сожалеть, что ни депутату, ни начальнику управления, ни его заместителям и инспекторам не интересны не только судьба бывшего работника, но и будущее детей, которым требуется помощь специалиста.P.S. Из всего сказанного можно сделать вывод: в нашем «правовом» государстве педагог может оказаться совершенно беззащитным перед лицом хорошо организованной административно-командной системы. Понимая, что статья вызовет реакцию вышестоящих инстанций, как администрации района, так и регионального Министерства образования, и может повлечь вполне предсказуемые последствия вплоть до новых санкций по отношению к уволенному педагогу, «УГ» берет ситуацию под свой контроль. Мы будем следить за развитием событий.​Вера КОСТРОВА, р. пос. Вача, Нижегородская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте