search
main
0

Скупой платит дважды,

или Дорогие уроки чеченской войны

Защита, по Далю, “всякая вещь, предмет, скрывающий, охраняющий, ограждающий кого или что; оборона, охрана, щит, скрывище”.

адумаемся: что является щитом для отдельного человека, народа, государства? Пути только два – либо варварство, либо культура, важнейшей частью которой является образование.

На прошлой неделе состоялась расширенная коллегия Минобразования с участием Минздрава. Рассматривали вопрос “О программе мер по восстановлению системы образования в Чеченской республике”. В ходе обсуждения выяснилась интересная вещь: оказывается, по числу лиц с высшим образованием чеченцы занимали последнее место среди титульных народов республик Северного Кавказа (данные Всесоюзной переписи населения за 1989 год). Если соответствующий общий показатель составлял 113 человек на тысячу, то у чеченцев он был равен 45. Значительное отставание и по численности студентов на 10 тыс. населения – 142 человека против средних по России 198. Чего уж говорить о научных работниках – их было в пять раз меньше, чем среди народов Северного Кавказа.

Создалась уникальная ситуация – очень небольшой слой профессионально образованных людей с большими амбициями (Дудаев со товарищи) и одурманенные “массы”, руководствующиеся не знаниями, а эмоциями. Прибавим к этому тогдашнюю ситуацию в России, когда значительной ревизии подвергались гуманитарные дисциплины, а их носители были на государственном уровне объявлены несостоятельными. Щит знаний оказался расколотым. В результате мы имеем то, что имеем, – две чеченские войны, до сих пор неопознанные трупы в Ростове и “программу мер”…

Программа, рассчитанная на 2000 год, предусматривает восстановление всех звеньев системы образования республики. Ее “цена” – 1.161,3 млн.руб. Деньги – наши с вами. Тосковать о них не стоит – не мы их делим, мы их зарабатываем. А вот подсказать кое-что государственным “программистам” хочется. На коллегии зашел вежливый спор – сливать чеченский пединститут с грозненским университетом или не сливать? Чеченцы стояли на том, чтобы оставить все как есть. Министр вежливо давил: разве вы не хотите, чтобы учителя выходили с университетским образованием?

Смысл университетского образования укладывается в схему: человек – наука, человек – мироздание. Смысл педобразования: человек – общество, учитель – ученик. Педвузы – инструмент сегодняшнего воздействия государства на общество, университеты – фундамент будущего развития. Мне кажется, “коня и трепетную лань” нет смысла впрягать в одну телегу, пусть даже это на первый взгляд и выглядит “экономичным”. Каково-то будет седоку в такой повозке?!

Образование – любое, и школьное, и педвузовское, и университетское, должно быть избыточным. Но университетское образование – “избыточность” на государственно-национальном уровне. Большевики-ленинцы, отправляя в интернаты, рабфаки и институты представителей малых народов Севера, это хорошо понимали. Для того чтобы пасти оленей, знания о Древнем царстве Египта совсем не обязательны. Но это не значит, что такие знания не нужны вовсе…

Вывод, к которому пришли участники коллегии, особенно те, кто побывал в Чечне, один – республику надо учить, переучивать и приобщать. К культурным ценностям, нормальной жизни и человеческим отношениям. Хорошо было бы распространить этот опыт и на все остальные 88 субъектов Российской Федерации. У нас ведь редкая губерния не имеет своей “Чечни” – полуспитые деревни, закрывающиеся (не от войны, правда) школы, дети-бомжи, не видевшие учебников по нескольку лет. Если Россия хочет чувствовать себя социально защищенной, ей надо быть здоровой и образованной. Впадая в “варварство”, мировому сообществу мы, конечно, влетаем в копеечку, и большую, чем “программа мер”. Но это слабое утешение…

Лидия АНДРЕЕВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте