Меня всегда удивляло: классных руководителей называют вторыми мамами, а назначают по обязанности, зачастую вопреки желанию учителя. Но самое поразительное: многие педагоги действительно берут на себя всю ответственность за судьбы класса, пытаются разрешать психологические и учебные проблемы ребят, выступают арбитрами в конфликтах родителей и детей, одноклассников, утешают незадачливых влюбленных и помогают выбрать профессию старшеклассникам. Участники первого конкурса «Классный руководитель», приславшие за считанные недели 37 материалов, ярко продемонстрировали неравнодушное отношение учителей к должности воспитателя целого класса. Уверена, что под письмом Клавдии Павловны Дитятьевой, классного руководителя 9-го класса средней школы села Полковниково Алтайского края, подпишутся многие наши читатели: «Решила принять участие в конкурсе «Классный руководитель». О себе. Работаю в школе более 30 лет. Классным руководителем – с первого дня. Много выпускников. Этот выпуск, наверное, последний… Люблю свою работу, отдала ей всю свою жизнь. Сейчас в деревенской школе совсем маленькие классы, но классный руководитель очень загружен, дел не убавилось. Все успеваем. Иначе жить неинтересно! Многие мои выпускники стали учителями, часто обращаются за советами, предлагают свои идеи. Для меня это очень важно. Стать учителем можно, только любя учеников и желая им добра!»
Приятно, когда в конкурсе участвуют целые коллективы. Отмечу Аппаковскую СШ Альметьевского района (Республика Татарстан), основную общеобразовательную школу №2 деревни Мисцево Орехово-Зуевского района (Московская область). В нескольких номинациях выступили методисты Центра детского творчества города Зеленодольска Республики Татарстан, которые постоянно сотрудничают с классными руководителями. Самой популярной оказалась номинация «Сценарии воспитательных мероприятий». И это радует – значит вашим ребятам, уважаемые конкурсанты, скучать не приходится. Многие работы посвящены сотрудничеству с родителями – это тоже замечательный показатель. Итак, подводим итоги конкурса.
1. Воспитательная система.
Победитель: Нина КОПТЮГ, учитель английского языка лицея №130 им. академика М.А.Лаврентьева, Новосибирск.
Всего два участника решились на масштабное исследование собственных воспитательных систем. Обе работы – сильные, серьезные, обе принадлежат перу опытных педагогов. Светлана ГАБИДУЛЛИНА из поселка Куеда Пермского края прислала хорошо продуманную стройную структуру, в которой учтено все: кадры, материально-техническая база, финансы. Конечная цель – создание условий для воспитания личности, умеющей жить в ладу с собой и окружающим миром. Огромным плюсом победительницы Нины Коптюг стала практическая направленность материала. Новосибирская учительница дает неоценимые советы, как вести себя со всеми участниками воспитательного процесса: ребятами, родителями, коллегами-предметниками, администрацией. И даже… с самим собой.
2. Воспитательная программа.
Победители: Татьяна СУХАЧЕВА, Евгений ПОЛЯКОВ, учителя мисцевской основной общеобразовательной школы №2 Орехово-Зуевского района Московской области, разработка «Школьное лесничество».
Сразу три воспитательные программы написаны педагогами основной школы №2 деревни Мисцево Московской области. Все три полезны, продуманы, опробованы в деле. Но самым оригинальным оказался проект «Школьное лесничество». Мисцевские дети сотрудничают с Авсюнинским лесничеством и Куровским опытным лесным хозяйством с 60-х годов, а шесть лет назад решили оформить отношения официально: заключить договор, создать Положение о школьном лесничестве. В 6-м классе появился новый предмет: «Лес и человек». Ребята не только учатся, но и делают вполне серьезную взрослую работу – ухаживают за лесными культурами, проводят лесопатологические обследования, охраняют полезных насекомых, птиц, зверей, выращивают посадочный материал.
3. Организация сотрудничества с родителями (в том числе разработки родительских собраний).
Победитель: Е.ЗАПАРИНОВА, учитель физкультуры Аппаковской СШ Альметьевского района Республики Татарстан. Внеклассное мероприятие «Дочки-матери».
Большинство материалов этой номинации – сценарии встреч родителей и детей, бабушек и внуков. Такие посиделки за чашкой чая или веселые совместные спортивные состязания на «нейтральной территории» школы нужны, чтобы навести мосты между поколениями.
Образец веселого спортивного мероприятия – работа победительницы, учителя физкультуры из Татарстана. Команды мам и дочек выполняют множество веселых, подвижных заданий. Наверное, немало хохота вызывает конкурс «Одень ребенка на улицу»: участники по очереди на скорость надевают на малыша платок, варежки, ботинки…
Разговоры за «круглым столом» – жанр посложнее. Непросто создать теплую, душевную атмосферу, еще труднее сделать такой важный, порой редкий в жизни родителей и детей разговор конструктивным. Прекрасную идею предложила наша читательница: ребята, их мамы и папы по очереди тянут экзаменационные билеты и отвечают на вопросы. Например, такие: «Есть ли у тебя тайны от родителей?», «Ваш ребенок был на дне рождения у друга. Пришел домой, и вы почувствовали запах алкоголя. Ваша реакция». Важные темы, но, пожалуй, слишком «тяжелые» для одной встречи, к тому же в итоге не происходит никакого обсуждения ответов, анализа различных точек зрения.
4. Сценарии воспитательных мероприятий (в том числе классные часы).
Победители: М.КОРЕНЕВА, педагог-организатор, город Усть-Илимск Иркутской области. Вечер встречи поколений «Комсомол – не просто возраст…»;
Лидия ДРЯХЛИЦЫНА, учитель русского языка и литературы СШ №12 г. Северодвинска Архангельской области. Классный час «Познавательная и воспитательная роль открытки на тему «Дети. Семья. Школа».
Огорчает, когда наши читатели шлют откровенно «пустые» разработки. Сколько десятилетий на школьных мероприятиях спрашивают: «Какой город летает?» – и дружно отвечают: «Орел!»? Хочется увидеть что-нибудь новенькое, тем более что данное мероприятие посвящено Женскому дню! Литературная викторина для старшеклассников требует вопросов посложнее, нежели «Кому посвятил Пушкин эти строки?» после суперизвестной цитаты.
Понятно, что оригинальная воспитательная акция – дело непростое. Тратятся время, силы, фантазия. Но зато учитель будет вознагражден сполна интересом ребят, их активностью. Замечательную учебно-деловую игру «Выборы» прислала Е.КРАСНИКОВА из села Усть-Ивановка Амурской области, веселую «Грибную неделю» провела классный руководитель третьеклашек Соянской СШ Архангельской области Татьяна РЫЧКОВА, полезное и нескучное мероприятие «Я – гражданин» для начальных классов придумала учительница СШ №11 г.Зеленодольска Республики Татарстан Галина КАЛМЫКОВА.
Особенность многих школьных праздников, сценарии которых наши читатели представляют на конкурс, – их неповторимость. Конкретные имена, даты, события… А хотелось бы, чтобы ваш опыт можно было тиражировать, уважаемые классные руководители. Легко повторить мероприятие, предложенное М.Кореневой. Несложно найти в городе или деревне бывших комсомольских вожаков, показать ребятам комсомольский билет и значок, поговорить о нашей истории без субъективной оценки политических событий прошлого.
5. Педагогическая и психологическая диагностика (анкеты, тесты и т.д.).
Победитель: Валентина БЛОШЕНКО, учитель Бехтеевской СШ Белгородской области. Разработка «Анкетирование в работе классного руководителя с учащимися и их родителями».
Валентина Блошенко стала победительницей не потому, что оказалась единственной участницей этой номинации. Ее тридцатилетний опыт анкетирования детей и взрослых трудно переоценить. Опросники учительница использует не из пустого любопытства, а чтобы найти правильный подход к детям. В архиве классной руководительницы – около пятидесяти анкет!
6. Профориентационная работа.
Победитель: Венера САДРИЕВА, учитель СШ №11 Зеленодольска Республики Татарстан. Классный час для 9-го класса «Мой поиск. Мои ориентиры».
Эти материалы отличает конкретика. Дано: выпускники. Требуется: информация для них – как выбрать специальность, понять, на что способен, какие бывают профессии, где узнать о вузах. Автор классного часа «Мой поиск. Мои ориентиры» Венера Садриева предлагает ребятам проанализировать условия работы, соответствующие разным профессиям, и примерить их на себя. Вывод: понять свои сильные и слабые стороны непросто, но сделать это необходимо.
7. Организация ученического самоуправления.
Победитель: Надежда МОЙСЕЙЧЕНКО, заместитель директора Павлофедоровской СШ Кировского района Приморского края. «Опыт создания детской организации на базе школы».
В Павлофедоровке школа, как и везде на селе, – единственный культурный центр для детей и молодежи. Естественно, что здесь возникла детская организация, что основной формой работы стали коллективные творческие дела, а для проведения мероприятий создаются разновозрастные группы. Ребята работают по семи направлениям. В их числе объединение любителей езды на велосипеде.
Не менее интересный опыт ученического самоуправления представила старшая вожатая Малокамышской СШ Удмуртской Республики. В этой школе много лет работали советы физоргов и старост, ученический комитет. В классных коллективах выбирался актив класса. Было решение объединить все вышеназванные комитеты и советы в систему. Так возник «ШАНС».
А вот Союз активной молодежи объединяет 14 органов ученического самоуправления всех городских школ. Направления работы Союза: гражданско-патриотическое воспитание, профориентационная работа, трудовые десанты, акции милосердия. Старшеклассники помогают ветеранам, детскому дому, инвалидам, проводят краеведческие операции, экологические мероприятия. А взрослые выступают в роли консультантов.
От редакции
Поздравляем всех наших лауреатов! Каждый победитель получает в подарок приз – фирменный пакет с символикой «Учительской газеты». Теперь на туристских тропах и вечерних посиделках за чашкой чая наши классные руководители смогут появиться в футболке с названием любимого педагогического издания.
Комментарии