В конце 90-х годов в ряде регионов проведены исследования, на основе которых сделаны важные выводы об изменениях в информационных потребностях, запросах и поведении педагогов. Основное внимание в них было уделено возможностям наиболее распространенного в отрасли типа библиотек – школьных.
Данные исследования Кемеровской государственной академии культуры и искусств «Школьная библиотека на современном рынке информационно-библиотечных услуг» свидетельствуют о значительном усложнении запросов учителей: расширяется тематический диапазон запросов, активизируется использование трудов известных педагогов, как современников, так и ученых прошлых лет. При обращении в школьные библиотеки характерна предметная обусловленность содержания запросов, что связано с самими целями обращения («подготовка к уроку», «самообразование», «подготовка к родительскому собранию, заседанию педагогического совета»), а также с внедрением новых учебных программ и стремлением к повышению уровня педагогического мастерства учителя.
В исследовании, проведенном в Тамбовском областном ИПКРО по теме «Мониторинг качества деятельности школьных библиотек», отмечено, что до 87% педагогов работают с информационным фондом библиотек своих образовательных учреждений, 37% пользуются библиотеками районных, городских и областного центров отделов образования и 26% обращаются в библиотеку ИПКРО. Это исследование позволило так проранжировать мотивы обращения педагогов за информацией:
стремление к повышению профессиональной компетенции и мастерства;
потребность в саморазвитии и самообразовании, познавательный интерес к профессиональной деятельности;
аттестация педагогического труда;
изменение школьных программ.
Отмечено, что повышенным спросом пользуются информация по новым методикам и современным технологиям обучения, издания по методике преподавания предметов, а также материалы для контроля знаний, умений и навыков учащихся.
Кемеровчане выяснили, что именно в школьной библиотеке педагоги начинают поиск нужной информации и, к сожалению, большинство испытывает «раздражение и недоумение», сталкиваясь с весьма скудными материально-техническими условиями этого типа библиотек. Однако материалы исследования Тамбовского ИПКРО свидетельствуют, что 29% учителей считают, что полностью удовлетворены получаемой в школьной библиотеке информацией, 61% – частично и только 7% не удовлетворены совсем.
Особый интерес, несомненно, вызывает исследование Санкт-Петербургской государственной академии культуры «Концепция информационного обеспечения учителей на базе автоматизированного центра коллективного пользования». В нем зафиксированы изменения читательских интересов педагогов различных специальностей, а также предложен ряд базовых материалов для создания автоматизированных центров информационно-библиотечного обслуживания учителей. Такие центры позволяют сконцентрировать ресурсы региона, представленные в библиотеках разного уровня.
Среди факторов, влияющих на удовлетворение информационных потребностей, отмечена важность форм организации информационного обеспечения как коммуникативного процесса между потребителями и источниками информации. Так, в тамбовских исследованиях 99% респондентов отметили, что в повышении педагогического и профессионального мастерства им помогают тематические выставки, информационные, библиографические обзоры, тематические вечера, дни информации и другие библиотечные мероприятия. По данным исследования Санкт-Петербургской академии культуры на первое место учителя выносят различные виды обзоров. Второе место занимают формы индивидуального информирования. Формы обслуживания, требующие личной активности или определенной работы с информацией (просмотр выставок, заказ литературы по библиографическим изданиям, выработка постоянного тематического запроса), популярностью у учителей не пользуются. Среди информационной продукции предпочтение отдается дайджестам и выполнению фактографических справок, т.е. услугам, избавляющим их от самостоятельного поиска и переработки информации. Здесь же, кстати, отмечено, что более 65% учителей испытывают затруднения в использовании каталогов и картотек без помощи библиографа.
Практика свидетельствует о невысокой библиотечно-информационной культуре педагогов: подавляющее их большинство незнакомы с особенностями документопотока, не могут четко выстроить стратегию информационного поиска по узкой отраслевой проблеме и тем более корректировать стратегию поиска в зависимости от ручного или автоматизированного поиска информации.
Исследователи предлагают следующие, по их мнению, эффективные пути повышения уровня информационной культуры учителей:
развитие информационной культуры в период получения педагогического образования;
специальная информационная подготовка, внедренная отдельным блоком в систему повышения квалификации;
повышение информационной культуры в процессе информационно-библиотечного обслуживания в специализированных центрах коллективного пользования педагогической информацией и в библиотеках.
Евгения ЗУЕВА, заведующая научно-методическим отделом ГНПБ им. К.Д.Ушинского РАО
Комментарии