Тридцать лет назад уроки информатики в школах стали обязательными. Конечно, за это время методика преподавания и содержание предмета, а заодно учебники и техника изменились практически кардинально. Сегодняшняя информатика, какая она? С этим вопросом мы обратились к Андрею Сиденко, учителю информатики школы №29 Мытищинского района Московской области, абсолютному победителю конкурса «Учитель года России-2013», одному из 10 самых влиятельных педагогов мира по рейтингу Connect Learning Today, составленному в 2015 году.
– Это факт: с момента введения обязательного предмета «Основы информатики и вычислительной техники» в общеобразовательных школах прошло 30 лет. Случилось это 1 сентября 1985 года. Но самые первые уроки по информатике начались еще в 1959 году в нескольких школах Москвы и Новосибирска, двух «кибернетических» столицах Союза, под руководством новосибирца Андрея Петровича Ершова и москвича Семена Исааковича Шварцбурда. Кстати, впоследствии именно Ершов стал автором первого всеобщего курса информатики.- Но это была «безмашинная» информатика, современным подросткам, которые с детства используют гаджеты, такое даже трудно представить…- Конечно, с 1985 года произошло много изменений, прежняя «безмашинная» методика преподавания информатики постепенно уступала место «машинной», у школьников появились доступ к компьютерам и возможность писать свои собственные коды программ. И год от года уроки информатики меняются, потому что развитие технологий происходит постоянно, появляются новые программы, более удобные и имеющие более широкое распространение в повседневной жизни. Уже давно прошло время, когда уроки информатики были лишь теорией, прошло время заданий, которые выполнялись только на бумажном листе. Сейчас все учителя стараются больше внимания уделять практике, теорию можно и дома прочитать, а зачастую современные ученики уже с ней знакомы по личному опыту.- Что сейчас делает уроки информатики полезными и интересными? Учебники ведь все равно отстают от жизни?- Не соглашусь, есть очень хорошие, например, учебник Константина Юрьевича Полякова, он нравится и ученикам, и учителям. Даже теоретический материал в нем интересен, включены и нестандартные практические задания, что тоже важно. Но все равно каждый учитель стремится разнообразить текст учебника практическими заданиями и презентациями. Для своих уроков я ищу интересный материал по самым разным темам в специализированных журналах.Естественно, на уроках мы часто выходим за пределы программы, изучаем основы 3D-моделирования, программирование на микроконтроллерах. Все эти направления впоследствии становятся основой для школьных проектов, в которых дети с удовольствием принимают участие.- Андрей, много ли ваших учеников связывают свое будущее с информационными технологиями?- Каждый год по-разному, у всех свои интересы и жизненные приоритеты, стараюсь никому ничего не навязывать. Но по-настоящему интересующихся сферой информационных технологий среди учеников с каждым годом становится все больше. И это понятно, работа в такой области интересная, со своей спецификой. И все-таки реальное погружение в суть профессии никогда лишним не будет. Поэтому во время учебного года я стараюсь устроить экскурсии своим ученикам в ведущие ИТ-компании, чтобы они могли посмотреть на работу изнутри. В прошлом году мы посетили офисы компаний Yandex, Google и «Полимедиа». Ребятам нравится. Для них это очень интересный опыт. Можно задать вопрос о поиске в Интернете специалистам, которые занимаются как раз разработкой механизмов этого поиска. Сейчас трое моих учеников проходят стажировку в компании «Лаборатория Касперского», за что ее сотрудникам хотелось бы сказать большое спасибо. Такая практика – уникальный шанс поучиться у профессионалов. Это фактС 1 сентября 1985 года предмет «Основы информатики и вычислительной техники» – ОИВТ – стал обязательным во всех общеобразовательных школах Советского Союза. К его преподаванию привлекали не только учителей естественно-научных предметов, но и инженеров-математиков и программистов профильных НИИ.В рамках курса изучались: теория информации; элементы математической логики; основные возможности ЭВМ и варианты их применения; архитектура и компоненты ЭВМ; основы алгоритмизации, построение блок-схем; основы программирования и написания программ.В начальном варианте курса отсутствовала привязка к какому-либо конкретному языку программирования. Вместо этого предлагалось использовать абстрактный русскоязычный алгоритмический язык (РАЯ). Затем было рекомендовано использовать язык Рапира – машинно исполняемую адаптацию алгоритмического языка. Московские преподаватели активно продвигали популярный в то время язык Алгол. Однако уже через 2-3 года основным школьным языком программирования де-факто стал Бэйсик – достаточно простой для детей, но при этом имеющий необходимый функционал и, самое главное, адаптированный под весь парк вычислительной техники, появившейся в то время в кабинетах информатики.
Комментарии