search
main
0

Скучающих нет. Пятнадцать лет в роли преподавателя

Мне близко утверждение Плутарха: «Ребенок – не пустой сосуд, который надо наполнить, но факел, который нужно зажечь». В нем вижу ответы на два основных вопроса педагогики: чему учить и как учить?

Первая часть цитаты понятна всем учителям – знание не является главной педагогической целью. На уроке знание должно возникать из практической деятельности. Я уверена, что самому важному нельзя обучить, ему можно только научиться. Естественно, для этого у детей должен возникнуть интерес.

Как вызвать интерес? К достижению цели я иду через уроки, внеурочную деятельность, творческие конкурсы, проектно-исследовательскую деятельность, научно-методическую работу, обобщение и распространение педагогического опыта.

Активно использую современные педагогические технологии, например технологию личностно ориентированного обучения, позволяющую развивать индивидуальные познавательные способности ребенка, помогающую личности познать себя.

Тему одного из заключительных уроков при изучении лексики я сочла возможным назвать «Слово о словах»… Обучающую цель определила как стремление дать целостное, комплексное представление о слове. На таком уроке можно развивать образное и логическое мышление, ребята под руководством учителя овладевают приемами языкового анализа и синтеза, сравнения и обобщения, формируют умение понимать взаимосвязи, лежащие в основе языковой деятельности.

Начав с наблюдения над языковым материалом, а представлены для наблюдения были просто буквы А, Г, Д, О, Р, дети активно включились в работу и предположили, что слово получится достаточно твердое, звонкое, тяжелое, угловатое и мужественное. Они достаточно быстро определили, что работать придется со словом «дорога». Вначале сами, а потом и с помощью толкового словаря ученики разобрались в его лексическом значении, увидели, что оно многозначное. На конкретных примерах употребления слова в разных контекстах поняли, каким внимательным надо быть при употреблении такого привычного на первый взгляд слова в устной и письменной речи. Интересным оказался для юных исследователей и разговор об этимологии слова. Подбирая однокоренные слова, мы повторили словообразовательный, морфемный разбор, закрепили их орфографию и орфоэпические нормы. И главное, дети убеждались в том, что у каждого слова свой мир, своя жизнь, свой круг общения с другими словами.

Занимаясь конструированием словосочетаний и предложений, анализируя пословицы и поговорки, отрывки из стихотворений, ученики увидели широкие возможности употребления этого и других слов. Оказалось, что можно быть больным дорогой, дорогой забинтовать. Синонимами будет не только «путь», но и «артерия», «плавание», «доступ» и другие слова.

Подобные формы работы помогают воспитать любовь к родному языку, привить интерес к его познанию.

Очень приятно было читать после урока сочинения-миниатюры «Есть такое слово – мама», «Его величество Слово» и «Этим словом можно спасти», которые школьники писали дома. Порадовали меня их суждения, свидетельствующие о внимании к каждому слову, раздумья над точностью словоупотребления.

Серьезной работе над словом не мешает, а наоборот, помогает введение в урок элементов игры, интриги. Стоило задания на урок в 5-м классе принести в бандероли почтальона Печкина, и групповая работа Синонимов, Антонимов, Омонимов пошла быстрее.

Уроки в старших классах люблю строить в форме диспута или дискуссии. Используя технологию проведения дискуссий, учу работать в коллективе. Интересный состоялся разговор при обсуждении темы «Учиться, чтобы быть полезным Отечеству, человечеству и самому себе». Самым неожиданным для меня оказалась постановка вопроса о пользе самому себе. Считаю, что тематическое единство содержания урока помогает успешнее реализовать и развивающие, и воспитательные цели. Мне думается, что и задачи обучения при этом решаются быстрее. Например, цель урока-диспута «О скверном и святом» была показать, что представляет собой сквернословие как языковое явление. Здесь же развивалось умение дискутировать, аргументировать свою точку зрения и, конечно же, воспитывались речевая культура, уважение к собеседникам и самим себе. Понимаю, что одним уроком от сквернословия на всю жизнь не избавишь, но и не говорить об этом нельзя. Дома после этого урока ученики в письменном виде излагали свою систему борьбы с нецензурной бранью на разных уровнях: школьном, семейном, дворовом, государственном. И я была удовлетворена серьезностью их подхода к такому домашнему заданию.

Заметный результат приносит использование технологии критического мышления, которая помогает научить школьников видеть причинно-следственные связи, соединять информацию в единое целое, делать выводы, быть смелыми и честными в своих суждениях.

Использую технологию проблемного обучения, которая способствует организации активной, самостоятельной деятельности учащихся.

Заключительный урок по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» провела в форме литературной игры-конкурса. Вот уж когда не было пассивных и скучающих! А всего-то и надо было разделить класс на команды, с помощью учеников – членов жюри отобрать и отредактировать вопросы, предложенные самими ребятами. И обычные виды работ: описание эпизода, изображенного на предложенной иллюстрации, вопросы на знание текста литературного произведения, выразительное чтение отрывка, инсценировка эпизода, сопоставление текста произведения и изображения его сценаристами в недавно снятом фильме – все это делалось не просто с интересом, а даже с азартом. Ребята признавались потом, что так тщательно не готовились, кажется, ни к одному уроку.

Совершенствуя себя, занимаюсь научно-методической работой. Будучи руководителем методического объединения учителей русского языка и литературы школы, разработала программу его развития «Ступени», которая утверждена научной лабораторией Псковского областного института повышения квалификации работников образования.

Когда-то мне довелось стать инициатором проведения игры-конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех», а теперь с удовлетворением отмечаю, что ребят, желающих попробовать свои силы, в нашей школе, в городе и районе становится все больше и больше.

С 2006 года участвую в эксперименте по проведению письменного экзамена в 9-м классе в новой форме, выступила перед областной аттестационной комиссией с творческим отчетом об этом. И теперь моим ученикам не кажется непреодолимым рубеж ЕГЭ. В течение 3 лет все мои выпускники 9-х и 11-х классов успешно сдавали экзамены, и средний балл по классам был выше областного, который в свою очередь выше всероссийского.

Вот уже 15 лет я в школе в роли преподавателя. Начав, как и все молодые специалисты, робко, со страхом и сомнениями, я не теряла веры в себя, в свои возможности. Стала специалистом высшей квалификационной категории, победила в районном конкурсе «Учитель года» в 2008 году, а затем в Международном конкурсе «Учитель года Пушкиногорья-2009». Говорю об этом потому, что ступени аттестации и участие в конкурсах воспринимаю лично для себя как хорошую школу совершенствования.

Светлана ТИМОФЕЕВА, учитель русского языка и литературы средней школы №7 им. В.Н.Пушкарева города Острова, Псковская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте