С рязанской музыкальной школой №5 имени В.Ф.Бобылева я познакомилась случайно. Просто ходила по городу. Был солнечный летний день. И вдруг начался дождь. Да такой сильный, словно тропический ливень. Люди, а гуляющих было немало, бросились искать укрытие. Немало прохожих устремилось к филармонии. Как потом оказалось, они спешили на итоговый концерт выпускников школы имени В.Ф.Бобылева.
В перерыве я попросила у сидящей рядом дамы программку, чтобы посмотреть состав участников. А там напротив уже исполненных музыкальных номеров были ее пометки: «профессионально», «мастерство высокого класса», «восхитительно», «отлично». Я согласилась с такой оценкой и спросила, возвращая программу: «Вы музыкант?» «Нет, – сказала она мне, – но я училась в этой школе и горжусь этим».После концерта снова светило солнце, пахло озоном, но люди не спешили расходиться. Они стояли группами и обменивались впечатлениями. И их мнения едва ли не стали самой ценной информацией, записанной в тот день на диктофон. Оказалось, что среди прочих музыкальных инструментов и дети, и их родители особое предпочтение отдают скрипке. Многие выпускники школы играют в прославленных симфонических оркестрах, российских и зарубежных, в частности, в Германии, Мексике, Бельгии, Франции.Потом уже в школе мне подтвердили, что именно скрипачи играют первую скрипку среди исполнителей на прочих инструментах. Недаром школа носит имя талантливого скрипача, педагога и музыканта-просветителя Владимира Федоровича Бобылева. Он преподавал здесь с момента ее открытия в 1964 году. И с первого дня поставил перед собой цель: воспитывать высокопрофессиональных музыкантов. Это стало смыслом его деятельности.Владимир Федорович старался вырастить настоящую личность в каждом своем ученике. «Сцена, – говорил он нередко, – это серьезное испытание характера, личности, профессионализма, умение одерживать победу над самим собой». Он говорил своим воспитанникам: «Язык музыки понимают во всем мире. Каждая музыкальная фраза – это предложение, мысли автора. Только надо научиться их правильно читать и чувствовать. Здесь не требуется перевода».Владимир Федорович ввел традицию просветительских конкурсов, которые стали довольно ярким событием в музыкальной жизни Рязани. Один из них – самый важный – это Международный конкурс скрипачей, который носит имя В.Ф.Бобылева. По словам директора школы Светланы Васильевны Морозовой, это всегда радостное, ответственное событие для детей и педагогов.Действительно, это грандиозный праздник. За двенадцать лет в нем участвовали более 500 детей из 78 городов России и 15 стран, в том числе из США, Мексики, Латинской Америки.Десять лет назад конкурс был принят в Ассоциацию музыкальных конкурсов России. Он стал участником фестивальной программы «50 лучших детских школ искусств». Подготовке к Международному конкурсу скрипачей всегда предшествуют два этапа. Первый – городской, который называется «Скрипичный ключик». Это одна из номинаций Рязанского фестиваля «Павловская осень». Второй этап – «Волшебный смычок».На конкурсах разного уровня обычно одними из лучших скрипачей признаются воспитанники почетного работника общего образования Людмилы Константиновны Шокшуевой. И среди них особенно часто ее любимая ученица Софья Елисеева – лауреат поощрительной стипендии губернатора Рязанской области. Девочка, несмотря на ограниченные возможности здоровья, выступает наравне со всеми детьми.А вот еще один пример. О нем мне рассказала одна из слушательниц того памятного для меня концерта Мария Панина. Речь шла о ее сыне Владимире. Все, кто прослушивал его, считали мальчика одаренным. Но у него была нарушена координация конечностей. К тому же ему трудно было долгое время сохранять внимание, сосредоточенность. В двух музыкальных школах Володю по этим причинам отказались принять. А в этой согласились взять. «Да еще и постарались меня успокоить: «Все будет хорошо, обещаем», – вспоминала Мария Петровна.Благодаря выработанным за много лет приемам, умению поднимать настроение ребенка даже тогда, когда у него не все получалось, у мальчика появилось чувство ритма, развились тонкая моторика, координация рук и пальцев, они стали его слушаться, подчиняться его воле. Говоря словами Владимира Бобылева, он одержал победу над самим собой.Теперь Владимир Панин преподает в музыкальной школе Тамбовской области. «Вы его не только научили хорошо играть, но и вылечили», – благодарила мать Людмилу Константиновну. А та ответила так: «Да, у нас все дети в течение семи лет проходят музыкотерапию».Людмила Константиновна на одном из Международных конкурсов имени В.Ф.Бобылева получила специальный приз попечительского совета «За многолетнюю преданность профессии». Председатель жюри народный артист России, заведующий кафедрой скрипки Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского Владимир Иванов как-то сказал, что каждый из победителей с успехом сможет выступать на самых престижных международных конкурсах, представлять нашу страну на музыкальных фестивалях.В рамках конкурса имени В.Ф.Бобылева проходят семинары для педагогов. Они совершенствуют свое профессиональное мастерство, постигают новые методические приемы. Здесь есть у кого поучиться. Скажем, в жюри конкурса входят представители лучших музыкальных вузов России и США. Здесь складываются партнерство, содружество молодых исполнителей, молодых преподавателей со знаменитыми музыкантами.Другой не менее известный проект, тоже просветительской направленности – «Музыкальная гостиная». Ее создала и проводит педагог и концертмейстер Ирина Станиславовна Янкова-Стефановская, преподаватель по классу специального фортепиано, лауреат Всероссийского педагогического конкурса, почетный работник общего образования РФ, дипломант Международного конкурса педагогического мастерства. Она старается сохранить и развить культурные традиции Рязанской области.В музыкальной школе имени В.Ф.Бобылева нет своего актового зала. Вот почему все конкурсы, концерты, встречи, в том числе музыкальные гостиные, приходится устраивать в других помещениях города. И благодаря этому школа сумела завести множество друзей. Прежде всего это Рязанская областная универсальная научная библиотека, художественный музей, музей истории молодежного движения, музей-усадьба академика Павлова, музыкальный колледж.Слушателей концертов год от года становится все больше. Происходит то, о чем мечтал Владимир Федорович Бобылев, – его школа осуществляет массовое приобщение жителей города к музыкальной культуре.Три года назад экспертный совет Международного форума «Инновации и развитие» объявил эту школу одним из лучших учреждений дополнительного образования для детей в числе 100 лучших таких же организаций России.
Рязань
Комментарии