Самая волнующая музыка – это гармония цифр. Так считают математики. Наверное, они правы, но все зависит от того, как эту мелодию донести до ученика, чтобы он ее услышал. Наши конкурсанты этим искусством владеют мастерски.
Посудите сами, учитель основной школы Ольга ЮРЧЕНКО из хутора Кузнецовского Волгоградской области хочет, чтобы ее ученики получили возможность продолжать обучение дальше. И что же она делает для этого? Создает настоящую полифонию чисел и их взаимодействий, отраженную в методике подготовки к ЕГЭ, которую, как она считает, нужно начинать в основной школе. Особенно ценно, что вопросы тестов подразумевают аналитическую деятельность ребят.
Татьяна ДРЫГИНА проработала в школе №33 Бийска более 25 лет и считает, что задачи учителя – изучение, формирование и развитие личностных особенностей школьников. Наиболее эффективными технологиями для себя лично она считает развивающее и личностно-ориентированное обучение. Присланный материал – первое занятие в системе уроков по теме: «Степень и ее свойства». Планируя его, педагог стремился привлечь ребят к этому вопросу и вызвать их познавательную активность. Это не традиционный урок, а скорее совместная исследовательская работа, в ходе которой идет непринужденное обучение математике.
А вот для тех одиннадцатиклассников, которые вполне уверенно ведут основную тему в какофонии уравнений и неравенств, учитель Бийской православной гимназии во имя Иоанна Кронштадтского Нина КУРБАНОВА создала абитуриентский курс по алгебре и началам анализа. Старшеклассники посещают этот курс по желанию, а в качестве экспертов на факультативах выступают выпускники школы, те, кто уже поступил в вузы. Это урок-зачет. Для ребят это переход в иное психологическое состояние, другой стиль общения, ощущение себя в новом качестве. Это возможность развития своих творческих способностей и личностных качеств. Курсовая «Показательные и логарифмические функции, уравнения и неравенства», которую защищают ребята, доказывает, насколько тщательно отбирает педагог данные для того, чтобы они не смешались, не растворились друг в друге, а четко усвоились и выстроились в ту самую пресловутую гармонию.
Нина Георгиевна не считает зазорным, проведя горячие диспуты о логарифмах с солидными старшеклассниками, спуститься на землю к восьмиклассникам. Базовые знания о функции закладываются еще в пятом классе, но, только повзрослев, ученики способны применить аналитику, «прочитать» графики и осознать степень влияния функции на них. Автор большое внимание уделяет повышению мотивации, прививает ребятам математическую культуру, приучает к исследованию функций по плану, принятому в 10-11-х классах.
Волнующая тема функций стала карточкой открытого урока Галии АЗАРОВОЙ, преподавателя Ишимбайского нефтяного колледжа Башкортостана. Ее интересует, как эффектнее донести до сознания своих учеников тему «Наибольшее и наименьшее значение функции на отрезке. Задачи на максимум и минимум функции». Академический подход дарит спокойствие от уверенности в знаниях ее подопечных.
Каждый учитель в своей практике сталкивается с ситуацией, когда дети не воспринимают материал. В этом случае лучше предложить им игровые формы работы. Татьяна ВЕЛИКИХ, учитель математики Вятской гуманитарной гимназии, – мастер устраивать интеллектуальные сюрпризы. Одно из таких заданий она приготовила своим шестиклассникам накануне Нового года. Прямая и обратная пропорциональные зависимости превратились у нее в элементы украшения елки.
Для обладателей более чуткого уха, улавливающего не только порядок, но и оттенок математических понятий, существуют классы с углубленным изучением предмета. Лариса ИВАНОВА в школе №125 Барнаула преподает симфонические азы именно таким детям. Ее методическая разработка уроков «Вневписанные окружности» позволяет девятиклассникам более глубоко усвоить тему «Геометрия треугольника», развивает логическое мышление и культуру математической речи. И хотя данный аспект темы не обязателен для изучения, но весьма ценен при рассмотрении свойств таких понятий, как треугольник, окружность, касательная к окружности. Эти материалы представляют собой целостную систему уроков, содержат теоретические и практические разработки, причем большое внимание уделяется основе основ – решению ключевых задач.
В мире электроники нередко чистый звук живого инструмента углубляется его синтетической версией. Математика тоже не прочь обогатить свои возможности новыми технологиями порожденной ею же информатики. И все-таки новации требуют более бережного вмешательства. Присланные нам материалы нередко грешили чрезмерностью терминов-новоделов и затрудняли понимание.
Роман ВОЛКОВ, учитель года Рязанской области-2001, директор школы №50 г. Рязани
Комментарии