Сегодня практически во всех школах страны информатику изучают как отдельную дисциплину. При этом зачастую оказывается, что качество преподавания данного предмета ни в коей мере не зависит от удаленности от столицы и прочих крупных городов. Нередко бывшие школьники маленьких деревенских школ оказываются лучше подготовленными, чем выпускники дорогих престижных учебных заведений. Все это позволяет утверждать лишь одно: учить информатике можно, практически любая школа готова к качественному преподнесению данной дисциплины вне зависимости от ее регионального положения. Но тут возникают другие вопросы: как учить? Чему учить? Что следует считать информатикой?
В большинстве случаев у каждого преподавателя, работающего в данной области, есть свой ответ на все эти вопросы. Но я позволю себе высказать свою позицию как преподавателя вуза, которому приходится доучивать и переучивать тех самых школьников, получивших свое среднее образование.
На сегодняшний день принято разделять обучение информатике всех студентов в институтах на две группы – технического и прикладного направления. К первой относятся те, кто будет непосредственно работать в данной области, где информатика фактически является профильным предметом, который потом будет расширяться и более углубленно изучаться все последующие годы обучения. Ко второй – специалисты из других отраслей, которые напрямую не связаны с ИКТ, но будут использовать их в качестве одного из вспомогательных средств в ходе выполнения своей профессиональной деятельности.
Надо отметить, что в связи с информатизацией экономического рынка государственный стандарт начал несколько шире рассматривать объем знаний, который должен быть вынесен студентом из курса информатики. Для них заложено довольно много понятий и навыков, на которые отводится значительное количество часов. Все это приводит к тому, что экономические специальности начинают вычленяться из сферы прикладного направления.
Таким образом, получается, что студентов приходится доучивать по трем базовым направлениям: гуманитарному, экономическому и техническому, что требует специальных знаний и подготовки, а также некоторого отличия в глубине и качестве освоения материала, вынесенного из школы.
Сегодня все чаще и чаще технические вузы поднимают вопрос о необходимости организации вступительного экзамена по информатике. Конечно, пока еще это все находится на уровне только разговоров. И может оказаться, что такой экзамен не будет введен. Но лучше, чтобы отпала сама необходимость в создании такого дополнительного экзамена. Ведь причина появления разговоров о нем банальна – низкий уровень освоения информатики в школе.
В наших школах информатика все чаще и чаще превращается в курсы по освоению операционной системы Window’s и пакета прикладных программ MS-Office. Иногда этот перечень дополняется освоением Интернета. В еще более редких случаях оказывается, что ученики овладели системами счисления. И все!
Такое толкование курса информатики совершенно не устраивает преподавателей вуза. И не потому, что они не могут «догнать» школьный курс со студентами, а потому, что в условиях сокращения аудиторных часов, которое наблюдается по всем специальностям, у них просто нет времени на выполнение данной работы.
Именно поэтому сейчас все чаще и чаще говорят о дополнительном тестировании абитуриентов при поступлении в вуз. Дело в том, что для технических специальностей (куда относится и прикладная информатика по направлениям) сейчас требуется двуязычие – студентов изначально с первого курса начинают обучать программированию одновременно на двух языках. Но, как показывает мой личный опыт, невозможно одновременно запоминать языковые и заучивать алгоритмические конструкции двух различных языков программирования, учитывая все специфические нюансы.
В результате обучения по такой схеме получается, что студент выносит обрывочные противоречивые знания, в которых не в состоянии разобраться. При этом отказаться от двуязычной схемы обучения нельзя, поскольку она не только предполагается образовательным стандартом, но и закреплена во всех тестовых заданиях, которые выполняются студентами при проверке остаточных знаний при проведении аккредитации вуза. Получается замкнутый круг.
Это заставило преподавателей вуза обратиться к школьной программе, в которой прописано освоение учениками базовых алгоритмических конструкций. В программе они появились еще на рубеже 80-90-х годов прошлого века. Но сейчас практически во всех образовательных учреждениях, за исключением тех, что имеют специфическую ориентацию на работы по техническому направлению, алгоритмические конструкции из образовательного цикла исключены. Это подтверждает входное тестирование студентов, где выявляется, что на каждую группу в 25 человек в среднем только 1 – 2 (и то в лучшем случае!) знакомы с алгоритмами. И это не зависит от формы собственности вуза и входного конкурса на специальность.
Конечно, я прекрасно понимаю, что в задачу учителя информатики входит очень многое. И в первую очередь он стремится дать детям необходимый уровень владения вычислительной техникой, который бы позволил им более качественно готовиться к занятиям и искать необходимый материал для других предметов в информационном пространстве.
Так как на информатику отводится незначительное число часов в школьном курсе, это вынуждает педагогов зачастую идти на компромисс со стандартом обучения, искать другие программы, адаптированные к быстрому усвоению детьми элементарных навыков работы с компьютером. К тому же приходится ориентироваться на различный уровень достатка семей, который позволяет одним овладеть компьютерными программами еще до школы на игровом уровне, а другим знакомиться с миром вычислительной техники именно на уроках.
Возникает вполне законная дилемма: что делать? Или учить школьника базовым алгоритмическим структурам и системам счисления, которые не потребуются большинству ни во время обучения в школе, ни после, если только они не выберут технические специальности (или прикладные экономические), или, следуя требованиям времени, заменить курс на освоение прикладных программ.
Решение данной проблемы видится мне в создании в школах профильных классов с особым делением. Сейчас нередко на уроки информатики в школах класс делится на подгруппы равной величины, как это происходит и при изучении иностранного языка. На мой взгляд, имеет смысл формировать подгруппы исходя из ориентации школьников на специальность, с которой они надеются связать свою жизнь.
В принципе сегодня вполне возможно осуществлять профильную подготовку школьников по информатике, ориентируя их на любой вуз и любую специальность в будущей своей профессиональной деятельности. При этом в одной части класса, «гуманитарной», действительно должно превалировать количество часов, ориентированных на освоение прикладных пакетов программ и даже в большей степени получение навыков поиска и исследования информации, которые будут востребованы учениками немедленно еще при подготовке к другим учебным дисциплинам.
Для них разумно сформировать учебную программу из освоения операционной системы и офисных средств. Если в школе имеется возможность научить их работать с офисной техникой, то это только повысит престижность данного курса. Фактически ребята получат возможность оформлять свои работы еще в школе. Вузовских преподавателей это освободит от необходимости проходить с ними прикладные программы и позволит сконцентрировать внимание на профильных программных продуктах, разработанных непосредственно для данной специальности и используемых выпускающими кафедрами в ходе своих исследований.
Для тех же учеников, которые предполагают в дальнейшем обучаться по техническому направлению, школьная программа информатики должна строиться исходя из необходимости дать им базовое представление о системах счисления и алгоритмических структурах. То есть на выходе из школы ребята должны не только и не столько уметь набирать текстовую информацию на компьютере и искать ее в информационном пространстве, но в первую очередь им важно овладеть навыками формирования алгоритмического решения задач. Само собой они должны быть профессиональными кодировщиками и уметь без труда представлять алгоритмы простейших задач, использующих циклические структуры и структуры ветвления.
В некоторых школах преподаватели, стремясь повысить конкурентоспособность своих выпускников, вводят изучение языков программирования. И в качестве базового очень часто выбирается Basic. На самом деле крайне нежелательно изучать этот язык, так как в нем заложены морально устаревшие принципы программирования. Сегодня, когда все программы пишутся большим коллективом людей и применяется система визуального программирования для формирования больших и сложных программных комплексов, использовать принудительные прерывания алгоритмических структур, разрыв алгоритмических структур и работу с метками (что позволяет и приветствует язык Basic) просто недопустимо. В дальнейшем таких студентов нам приходится переучивать. А им с большим трудом приходится отказываться от заложенных в школе основ программирования.
В то же время введение в школе визуальных языков программирования, что тоже иногда встречается, также не оправдывает себя. Ведь такие языки рассчитаны на людей, уже освоивших алгоритмические структуры и умеющих их успешно использовать при решении практических задач. Пока же сами структуры не улеглись в головах школьников, нет смысла начинать отрабатывать их с помощью программных средств.
В идеале, на мой взгляд, наилучшим образом для таких учеников начинать освоение информатики с помощью листа бумаги и карандаша. Вариантом может стать ситуация, когда базовые структуры изначально осваиваются в игровых формах. Кстати, в качестве ознакомления со значимостью правильного алгоритмического решения задачи, которое является фундаментом дальнейшей успешно написанной программы, лучше всего подходят «старые» игрушки, в которых необходимо провести робота через лабиринт. Именно на примере такой игрушки ученики часто понимают, что даже незначительные ошибки в алгоритме приводят к возникновению неработающих версий программ в дальнейшем.
Лишь когда дети начнут понимать разницу между циклом и ветвлением, между различными видами циклов, можно считать, что они освоили основы алгоритмизации. И только в этом случае школьник, придя в технический вуз, окажется подготовленным к освоению институтской программы информатики.
Сейчас, когда происходит сокращения аудиторных часов в институтах для изучения всех без исключения учебных дисциплин, преподаватели вузов все внимательнее и строже начинают спрашивать со вчерашних школьников тот объем знаний, который видится им как минимальный. Это подрывает авторитет школы, поскольку оказывается, что между школьными и институтскими требованиями и видениями учебных программ обнаруживается существенная разница. Но, что значительно хуже, на мой взгляд, это ведет к понижению авторитета образования всего в целом и понижению качества специалистов, получаемых на выходе из институтов, а значит, и ухудшение качества специалистов, оказывающихся на рынке труда. Возникает разрыв между работодателем и институтом, который и так безмерно велик на сегодняшний день. Только в консолидации усилий между школой и институтом, а затем между институтом и работодателем существует возможность успешного преодоления кризиса образования и подготовки специалистов по всем направлениям и во всех областях.
Екатерина ГАВРИЛИНА, кандидат технических наук, доцент кафедры математики и информатики, Среднерусский университет (Гуманитарный институт), Обнинск
Комментарии