Современные требования к педагогической деятельности учителя, заложенные во ФГОС, выдвигают одну из важнейших проблем – осуществление преемственности между начальной школой и средним звеном. Зачастую наблюдается значительный разрыв в методах и приемах обучения и воспитания школьников. Учителя начальных классов недостаточно информируют педагогов-предметников о психосоматическом состоянии младших учащихся. В итоге дети не успевают адаптироваться в новых условиях. Вместо одного любимого учителя теперь с ними занимаются несколько новых педагогов, к которым надо привыкать, а на это требуется время. Отсюда снижение успеваемости, а также интереса к учебным занятиям, у отдельных детей происходят психические срывы.
Для устранения этих недостатков мы проводим мероприятия совместно с учителями-предметниками и школьным логопедом Надеждой Павловной Рольбиной.План наших действий таков:- разработка основных требований к оформлению и содержанию портфолио учеников;- составление графика взаимопосещения уроков и кружковых занятий;- проведение дней открытых дверей для педагогов, воспитателей и родителей, на которых обсуждаются вопросы обучения и воспитания школьников;- подготовка и проведение мастер-классов учителями начальных классов и педагогами среднего звена;- рассказ учителей о своем опыте работы на методических объединениях, педсоветах и родительских собраниях;- подготовка статей из опыта работы по актуальным вопросам обучения и воспитания школьников для публикации на страницах «Учительской газеты». Для организации преемственности учителя-предметники знакомятся с портфолио учащихся начальных классов. Примерное содержание портфолио для первоклассников: 1-я страница. Итоговые работы учащихся по русскому языку и математике, в том числе графические диктанты.2-я страница. Проект «Моя семья». Размещены фотографии всех членов семьи школьника.3-я страница. Проект «Мои домашние питомцы» с фотографиями собачек, кошек, птичек, свинок и так далее. 4-я страница. Тема «Человек» с личными рисунками самого себя, членов семьи, друзей, соседей. На одном из них указать части тела: голова, руки, ноги, глаза, уши, а также одежду. 5-я страница. «Мои успехи». Дети отмечают свои успехи в учебе, участие в общественно полезном труде, рассказывают, как помогают товарищам.6-я страница. «Я умею». Здесь отражены различные таланты и увлечения детей: рисование, конструирование, игра в шашки, шахматы, участие в спортивных и других кружках.7-я страница. «Я помогаю маме». Здесь помещены фотографии, отражающие посильный домашний труд: уборка квартиры, мытье посуды, уход за комнатными цветами и др.8-я страница. «Моя самооценка». Дети отмечают свои положительные и отрицательные качества, делают критические замечания в свой адрес относительно учебы и поведения.9-я страница. «Мои пожелания». Здесь высказаны самые разнообразные желания и мечты: здоровья родным и учителям, отличной учебы, хорошего поведения, а также мира во всем мире. Хочу порекомендовать коллегам, учителям-предметникам, воспитателям и классным руководителям разработку игры «Веселый счет». Игра нужна для закрепления пройденного материала по теме «Десяток». Она способствует развитию сенсорного, логического и креативного мышления детей. Детям раздаются карточки с изображением диких животных, рядом стоят числа. Например: обезьяна – 1, кенгуру – 2, слон – 3, верблюд – 4, жираф – 5. Учитель называет только животных, а дети ведут счет: обезьяна + жираф = 6, кенгуру + слон = 5, жираф – кенгуру = 3, верблюд – обезьяна = 3, верблюд + жираф = 9 и т. д. Игра пригодится также при изучении и закреплении тем «Умножение» и «Деление чисел». Универсальность игры состоит в том, что ее можно использовать в любом классе с учетом возрастных особенностей школьников, усложняя или упрощая ее содержание.Главное – она очень нравится детям.Ирина НАУМОВА, учитель 1-го «А» класса средней школы №1143 Москвы
Комментарии