Довольно часто родители первоклассников могут слышать вопрос: «А ваш ребенок готов к школе?» Обычно под готовностью подразумевается интеллектуальная ее сторона, а именно умение читать, писать, считать.
Однако не менее важной является психологическая внутренняя готовность ребенка – способность ребенка приспосабливаться к новым условиям, его самостоятельность, организованность, усвоение и соблюдение социальным норм и правил. И именно в этой части неоценимую помощь новоиспеченному школьнику может оказать семья.
Что именно могут сделать полезного и важного для будущего первоклассника родители и бабушки с дедушками?
- Начните с формирования внутренней позиции школьника.
Пусть все взрослые в семье демонстрируют серьезное отношение к самому факту поступления ребенка в школу – внимание к его усердию в подготовке тренировочных заданий, чтению или изучению алфавита, к сбору необходимых школьных принадлежностей, портфеля. Обсуждайте и поощряйте старания ребенка.
- Важен положительный эмоциональный настрой.
Пусть в вашей семье 1 сентября станет одним из важных праздников, который ребенок будет ждать каждый год. Важен положительный эмоциональный настрой родителя, тогда и ребенок как губка впитает в себя оптимистические установки. Формируйте у ваших детей правильное отношение к школьному обучению – это в ваших силах. Как? Поговорите с ребенком о новой для его ситуации. Можно рассказать о своем детстве, что вы помните о своих школьных годах, успехах и сложностях, с которыми вы сталкивались, тревогах и – главное – как вы с ними справлялись. Все это будет способствовать укреплению уверенности в себе и повышению самооценки вашего будущего ученика.
- Будьте готовы.
Для того чтобы ребенок быстро адаптировался к школьной жизни, можно заранее посетить школу, в которую пойдет будущий первоклассник. Ближе к сентябрю урегулируйте режим дня – максимально приблизьте его к тому, который будет действовать в школьный период.
Поддерживайте летом актуальные для первоклассника навыки. Соблюдайте при этом положительный настрой, занимайтесь в игровой форме, непременно делайте перерывы для отдыха и игр.
Ребенок должен понимать и чувствовать, что его усилия и труд достойно оценивается и поощряется взрослыми, подкрепляется похвалой.
Анна ШАВАРДАК, педагог-психолог Городского психолого-педагогического центра Департамента образования и науки города Москвы
Комментарии