search
main
0

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается

Служба примирения

Самыми распространенными способами урегулирования спорных ситуаций среди участников образовательных отношений до настоящего времени являлись административное вмешательство, замалчивание конфликтов, разборки между школьниками после уроков, привлечение социальных педагогов и психологов с целью оказания давления, запугивание. Очевидно, что такие методы воздействия не всегда приносят пользу, а порой только усугубляют создавшееся положение.

Школьные службы примирения – это способ выхода из конфликтов, восстановительный подход и медиация, благодаря которой прошедшие специальную подготовку кураторы и волонтеры учат детей решать возникающие проблемы мирным путем.

Восстановительный подход стал результатом распространения и использования идей восстановительного правосудия в сфере социальной работы. Он подразумевает видение и практику отделения личности человека от его неприглядного поступка, что позволяет виноватому не чувствовать себя изгоем, понять, почему его поступок считается неодобряемым или противоправным, содействовать в осознании тех обстоятельств, которые привели к правонарушению или порицаемому поступку. Задачей программ восстановительного правосудия является в первую очередь не наказание виновного, но восстановление морального, психологического и материального ущерба, нанесенного жертве, примирение жертвы и правонарушителя, что и лежит сейчас в основе работы ШСП.

Создание школьной службы примирения в образовательной организации позволяет обеспечивать эффективную поддержку сторонам в решении спорных моментов, оказывать компетентную помощь, учить находить инструменты для решения проблем самостоятельно, улаживать конфликты через диалог. Участвуя в восстановительных программах, школьники учатся слушать друг друга, учитывать точку зрения второй стороны, решать мирным путем спорные вопросы. Педагоги также учатся занимать нейтральную позицию в ходе диалога и предлагать объективные варианты решения ситуации.

Опыт работы ШСП нашей образовательной организации в рамках восстановительной медиации еще мал, но для нас он бесценен и значим, поскольку имеет ряд особенностей, которые были выявлены нами в ходе осуществления практической деятельности. К ним можно отнести необходимость адаптации методик проведения программ, трудность восприятия обучающимися нового, восстановительного подхода в решении конфликтов, поскольку им привычнее укоренившаяся в семьях и образовании модель воспитания навыков добропорядочного поведения, при которой неизбежно наказание и не всегда обязательным является заглаживание причиненного вреда.

Также особая психологическая уязвимость родителей и законных представителей обуча­ющихся требует более деликатного и длительного общения с ними куратора и волонтеров школьной службы примирения. Родители особых детей зачастую не хотят видеть ситуацию целиком, предпочитая защищать своего ребенка по отдельно взятому эпизоду, вырванному из контекста обстоятельств, что негативно влияет на формирование норм адекватного поведения у ребенка. Часто можно услышать в первичных беседах желание обратиться в администрацию или решать ситуацию на самом высоком уровне, не дать замять случай, проследить, чтобы виновные обязательно были наказаны.

Во время проведения «круга сообщества» среди подростков с интеллектуальной недостаточностью необходимо учитывать их быструю истощаемость, утомляемость, неусидчивость и тугоподвижность мышления, активно направлять ход программы в нужное русло, препятствуя возможным проявлениям баловства. При организации восстановительной медиации добровольность участия граничит с необходимостью, важна активная нейтральная и направляющая роль медиатора, что обусловлено особенностями недоразвития эмоционально-волевой сферы обучающихся, сложностью формирования собственного мнения и критичной оценки своих действий.

Большим успехом в работе нашей школьной службы примирения является достижение договоренностей между участниками образовательных отношений; разрешение конфликта в конструктивном диалоге, когда сами участники посредством поддерживающих и восстановительных высказываний со стороны медиатора снижают свои первоначально карательные требования и начинают рассуждать в рамках восстановительного подхода, понимая общность проблем и интересов; добровольно берут на себя обязательства по урегулированию конфликтной ситуации и предотвращению ее повторения в будущем.

Совместная работа семьи и школы в данном направлении необходима. Любые восстановительные практики оказывают влияние на развитие социальных навыков и коммуникативной функции учащихся. Многократное повторение и упражнение в совершении правильных поступков, выборе верной модели действий способствует формированию социально приемлемых форм поведения у обучающихся с нарушением интеллекта.

Так, при проведении занятия в формате профилактического «круга сообщества» целесообразно делать акцент на позитивных высказываниях: «Какими вы хотите видеть свой класс и одноклассников? Какими вы сами хотите быть для того, чтобы в классе было хорошо? Скажите про каждого что-нибудь хорошее. Назовите свои положительные качества». Перечисление негативных проявлений поведения, акцент на нежелательных аспектах взаимодействия (к примеру, «Что тебе не нравится в поведении одноклассников?», «Что нельзя делать?», «Нельзя драться, обзываться, брать чужие вещи, обижать») способствуют закреплению негативных образцов поведения и, как следствие, возникновению неприятных инцидентов в межличностных взаимоотношениях внутри детского сообщества.

Если у ребенка в силу его особенностей отсутствует или затруднена способность самостоятельно принимать решения, должен быть взрослый, помогающий и направляющий ход его действий.

Школьные службы примирения помогают разрешать непростые ситуации не только в случае буллинга, но и в других сложных случаях, например, если ребенок на уроке ведет себя вызывающе. Здесь используется восстановительный подход: дети и взрослые сообща приходят к решению конфликта, нет судьи или условно правильной стороны. У каждого участника есть возможность высказаться и быть услышанным.

Служба примирения работает с конфликтом, однако большую роль в налаживании благоприятного и безопасного психологического миклоклимата играет умение выделять ситуации напряжения и работать с ними.

Среди основных факторов развития конфликтов в образовательной среде можно назвать особенности возрастной психологии, характер и содержание образовательной деятельности, социальную характеристику образовательной организации (включая межэтнические ситуации), индивидуальные особенности детей и подростков. Более уязвимыми к конфликтам со сверстниками становятся дети с низким уровнем развития коммуникативных навыков, застенчивые, обидчивые, эмоционально возбудимые, агрессивные, с необычной внешностью, а также дети, которые привыкли к индивидуальному вниманию со стороны взрослых и не признают жизнь в коллективе по общим правилам. Практики восстановительного подхода направлены на профилактику негативных проявлений в детском общении.

Восстановительные программы по конфликтам и ситуациям напряжения в отношениях между участниками образовательного процесса являются необходимыми для формирования ответственного поведения, развития навыков конструктивной коммуникации у детей и между участниками образовательного процесса. Участие образовательной организации в проекте по освоению восстановительных практик для решения школьных конфликтов улучшает психилогическую безопасность образовательной среды. Использование восстановительных практик позволит снизить риск буллинга, суицидов и родительских претензий к школе. Координация деятельности образовательных организаций и правоохранительных органов по применению восстановительного подхода в решении конфликтных ситуаций содействует профилактике правонарушений с участием несовершеннолетних.

Процесс формального создания ШСП в отдельной образовательной организации достаточно прост, цель поставлена и задачи ясны. Налаживание же непосредственной работы в рамках восстановительного подхода требует более длительного времени, кропотливой подготовки и ежедневной работы компетентной команды единомышленников, заинтересованных в результатах своего труда.

Екатерина МАРКОВЕЦ, учитель, куратор школьной службы примирения специальной (коррекционной) школы №571

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте