Последние исследования показывают, что творческие способности можно развивать и есть связь между умением творчески мыслить и уровнем интеллекта. Коллективный творческий проект, как думается, как раз и является одним из мощных инструментов как развития творческой личности, способной к поиску интересных решений, так и воспитания человека, умеющего взаимодействовать с другими членами коллектива, вносить свой посильный вклад в общее дело.
Коллективный творческий проект в школе – необходимый вид работы. Количество и состав участников варьируются в зависимости от цели и задач, которые ставят перед собой организаторы данного творческого дела. Это может быть концерт, юбилей школы, творческая встреча, сказка для начальной школы, игра, конференция и другая форма. Соответственно, решать поставленные задачи может как коллектив одного класса, так и сборный коллектив параллели или учащихся старшей (средней, младшей) школы, или школы вообще.
Я расскажу об одном коллективном творческом проекте – новогодней сказке 10‑х классов для начальной школы, которая является традицией в нашей школе. В прошлом году мы могли в любой момент уйти на дистанционное обучение. В связи с этим пришлось устанавливать новые правила игры и договариваться уже на первом этапе творческой работы о том, как действовать. Первый этап – подготовительный, поисковый. Здесь происходит мозговой штурм. Обычно мы договариваемся об общей теме, которая свяжет все. Заранее проговариваем условие, что разобьем все действие на фрагменты, чтобы в дальнейшем легче было работать малыми группами. Например, в прошлом году по сюжету школьники были заколдованы Бабой-ягой и отправились в разные страны, где попадали в приключенческие ситуации, а в конце волшебным способом были возвращены домой, и праздник состоялся. Так вот, была организована группа ВКонтакте (наиболее удобная социальная сеть). Для написания сценария был создан гугл-документ, который сразу был разбит по плану представления. Группа, отвечавшая за определенную сцену, зная общий замысел, создавала свою часть, при этом имея возможность видеть все в документе. Так можно работать как очно, имея товарищей рядом, обсуждая, принимая решения и отражая эти решения в тексте, так и онлайн, договорившись одновременно выйти на связь. При этом любой может внести свои предложения не только в свой участок работы, но и в любой другой.
В прошлом году нам повезло. Сценарий был создан очно. А вот затем дети отправились на дистант. Возникло опасение, что вообще ничего уже не получится. Третий этап – практический – предполагает репетиции и сценическую постановку всего действия. Но желание оказалось сильнее обстоятельств. Тут на помощь пришли онлайн-конференции. Сначала собрались все вместе, для того чтобы спланировать дальнейшие шаги, продумать возможные препятствия и риски и пути их преодоления. А дальше работа пошла в малых группах по эпизодам. Конференции-репетиции, работа над речью и продумывание образа и костюма. Мы продолжали работать дистанционно. И вот тогда пришла идея выходить на улицу теми же микрогруппами и снимать сцены в различных локациях, имея одновременно небольшое количество участников. На первый план теперь выступили такие технологии, как фото- и видеосъемка. Снять видео не получилось. Много помех – шум, прохожие и др. Пришла идея сделать спектакль из фото. Трудоемко, но это был самый реальный из всех немногих вариантов. И фотографировать можно было быстро, что при морозе тоже важно. Затем мы отсняли очень маленькими группами несколько эпизодов внутри помещения. Например, танцевальные вставки. И последний танец был снят на улице. Также мы попросили учителя музыки выучить с ребятами младших классов песню и танец, которые были финалом нашего шоу.
Следующий этап выполнялся индивидуально. Каждый записал аудиофайлами все свои реплики из сценария и отправил их согласно маркировке в сценарии (которая была сделана предварительно) оператору. Это был ученик, который свел все отснятое и записанное в фильм. Ему помогала команда: отбирали фотографии и выстроили аудиоряд. Дальше мы на конференциях обсудили фон, подобрали картинки и видео. И был создан спектакль с применением различных технологий и инструментов. Здорово, если в коллективе находится такой специалист-оператор. Если нет, возможны варианты. Например, школьная киностудия. Либо нужно искать профессионала, который сможет все это сделать быстро и качественно.
В конце концов, когда все было готово, согласовано, спектакль был размещен на канале YouTube. И вот в канун Нового года, в то время, когда дети начальной школы обычно посещали мероприятия в актовом зале школы, они на экране все же получили праздник – замечательный спектакль, сделанный так непросто, но с такими желанием и любовью. И в конце спектакля услышали приглашение вместе танцевать и петь знакомую песню, которая заставила их подняться и самим принять участие в финале. Таким образом получилось создать эффект сопричастности, что добавило праздничного настроения.
Вот так, при помощи современных технологий, возможно выполнение коллективных творческих проектов даже в изменившихся условиях. И, полагаю, эти находки не будут забыты и при очной работе.
Ольга КОРЖАКОВА, учитель английского языка школы №1798 «Феникс»
Комментарии