Как получить от спонсоров пять тысяч рублей на празднование дня рождения кота? Чушь какая-то, скажете вы и ошибетесь. Ведь это не просто спонсоры, а школьный попечительский совет, и кот не какой-нибудь заблудший – он каждое утро встречает детей на пороге школы, вследствие чего является всеобщим любимцем. Директор одной московской гимназии не пожалел ни сил, ни времени на то, чтобы организовать подобное, на первый взгляд смешное, общешкольное мероприятие и убедить строгих попечителей в его необходимости. Дети были в восторге, а число прогулов резко снизилось.
Другой пример, более прозаичный. Как решить кадровую проблему в сельской школе? Заметьте: без спонсорской помощи и заманчивых надбавок, которых от местных властей все равно не добьешься. Директору школы, расположенной (увы) за пределами благополучного столичного региона, не составило, однако, большого труда решить этот вопрос – стоило всего лишь вспомнить, что преподаватели на селе получают отсрочку от службы в армии. «Кто хочет откосить?» – примерно с таким вопросом обратился он к выпускникам областного педвуза и в тот же день вернулся в свое село со взводиком молодых и энергичных.
Наверное, самый больной вопрос для многих директоров – где взять деньги на ремонт школы? Этакая нерешабельная задачка, в которой под словом «Дано» ничего нет, а после слова «Найти» тянется длинный список хозяйственных мелочей типа краски или кисточек, и все это измеряется сотнями литров, десятками штук и тысячами рублей… Директор тамбовской школы сумел решить эту задачу, и весьма оригинально, так что его попросили выступить перед учителями города и поделиться опытом. Оказывается, одна свадьба, проведенная в школьной столовой во время каникул, может окупить покраску трех этажей школьного здания и роспись стен вестибюля сюжетами русских народных сказок. «Правда, есть один нюанс, – пояснил директор, – за аренду столовой надо брать не деньгами, а краской».
Вообще финансовая самостоятельность – штука непростая. Кажущаяся свобода может привести к неприятному общению с людьми из отдела борьбы с экономическими преступлениями. Ситуация складывается парадоксальная: обнищание образовательной сферы подталкивает школы к тому, чтобы самим зарабатывать «на жизнь», а финансовые органы зорко следят за каждой внебюджетной копейкой. Директор оказывается между двух огней и вынужден выбирать: либо полностью зависеть от тощего бюджета, либо получать экономическое образование в придачу с юридическим. Впрочем, можно нанять человека, подкованного в этом направлении. Есть и другой вариант – почаще заглядывать в наш Директорский клуб, который откроется на полосах «УГ» в августе.
Раздумывая над концепцией новой (хорошо забытой старой) рубрики, мы обратились к директорам школ с вопросом: что бы они хотели найти в отреставрированном клубе? Оказалось, современного директора больше всего сегодня интересуют управленческие ноу-хау, конкретные примеры выхода из нестандартных ситуаций (без выхода за рамки закона), оригинальные решения стандартных проблем. Другими словами, теория и практика выживания в нынешних условиях, которые принято осторожно называть «переходными».
Как известно, нет ничего более постоянного, чем временное, так что советы посетителей нашего клуба наверняка вам пригодятся. А может быть, и у вас есть чем поделиться с другими и вы знаете, например, как удвоить учителям зарплату, не прибегая к пикетированию Дома правительства? Напишите, поделитесь опытом. Коллеги скажут вам спасибо.
Комментарии