Боязнь высоты,
или 29 страхов
Cтрах… В современном обществе вошло в привычку бояться чего-либо. Мы боимся инфляции, катастроф, кризисов и переворотов. Мы говорим об этом на работе, в общественном транспорте и дома. Но при этом забываем, что рядом с нами находятся беззащитные существа – наши дети, которые воспринимают все намного серьезнее, чем нам порой кажется. Любой учитель и классный руководитель может рассказать об учениках, боящихся плавать, возбуждающихся при проведении прививок, вздрагивающих от неожиданного звука, боящихся высоты, грабителей, темноты и т.д. Все это невротические проявления страхов. Дети испытывают страх значительно чаще, чем мы думаем. Но, к сожалению, в нашем обществе не принято говорить о них. Ребенок боится прослыть слабым, боится потерять любовь родителей, уважение сверстников и учителей. Он загоняет его внутрь себя и ни под каким видом не признается в этом. Что же получаем мы в итоге? Мы получаем личность, пораженную неврозом, не способную адекватно воспринимать действительность, нормально общаться, излишне агрессивную или заторможенную. А в конце его ждет одиночество без друзей и семьи. Невроз страха становится наиболее заметным в подростковом периоде, когда ребенок “отрывается” от семьи, начиная собственный путь. В этот период невроз страха может перерасти в болезнь, и потребуется стационарное лечение.
В современной отечественной и зарубежной психологии выделено 29 страхов, которые могут испытывать дети от рождения до 14-15 лет. Из наиболее распространенных страхов, с которыми я сталкивалась в своей практике, особо выделяется группа, в основе которой лежит замаскированная боязнь смерти. К этой категории относят страх высоты, глубины, ночные кошмары, боязнь нападения, изнасилования, пожара, наводнения, змей, операций, покойников, темных помещений. Этот период начинается в 6-7 лет. Ребенок осознает такие понятия, как “жизнь” и “смерть”, жизнь неизбежно заканчивается смертью. В возрасте 8-9 лет ребенок уже внутренне примиряется с конечностью собственного существования, но начинает бояться смерти родителей. Эти страхи относятся к возрастным, и при нормальном психологическом климате в семье и школе они постепенно проходят. С возрастом количество страхов уменьшается, и в идеальном случае они должны полностью исчезнуть к 14-15 годам. По собственному опыту жизни могу сказать, что это происходит далеко не всегда. Многие взрослые продолжают бояться высоты или ночевать дома одни. Страх смерти переходит из области осознанного в бессознательное и действует уже на уровне рефлекса. В возрасте 7 лет с поступлением в школу на детские страхи накладываются страхи социальные: боязнь опоздать в школу, не оправдать ожиданий родителей в учебе, быть плохим учеником, получить двойку и т.д. Страхи в виде снежного кома разрастаются, накапливаются, не находя разрешения. Таких детей часто обзывают “шизиками”, с ними не дружат сверстники. Следствием неразрешенных эмоциональных проблем возникает затянувшееся до начала школы недержание мочи – энурез, грызение ногтей, выраженная худоба.
На появление страхов могут влиять стрессовые ситуации и травмирующий опыт: смерть матери или отца, развод родителей, рождение второго ребенка в семье, переезд на другое место жительства, перевод в новую школу. При этом не нужно думать, что ребенок, переживший негативный опыт, будет открыто выражать и говорить о своей эмоциональной ущемленности. Страхи у таких детей ничем не отличаются от возрастных, описанных выше. Единственным различием будет стойкость и сложность в лечении. Происходит замещение реально пережитого страха выдуманным. Но, несмотря на это, страх смерти все равно будет доминировать.
В чем же заключается психологическое лечение страхов у детей дошкольного и школьного возраста? Конечно, не все методы работы психолога-практика может применить в своей работе с детьми классный руководитель, но тем не менее вы сможете взять некоторые советы на вооружение. Итак, вы пришли в класс, где есть невротичные дети. Ваша основная задача – вывести ребенка на откровенный разговор о его истинных проблемах, чувствах, переживаниях, эмоциях и тревогах. Не ждите, что он с первого раза пойдет на откровенность, вы должны дать ему почувствовать, что будете его уважать и что все его проблемы заслуживают того, чтобы его выслушали. Делайте это незаметно, не вызывайте его для специальной беседы после уроков, дождитесь удобного момента, когда он будет поливать в классе цветы или делать уборку. Начать разговор следует с себя. Например: “Когда я была маленькой и мои родители развелись, я так боялась…” Из собственной практики могу сказать, что лечение ребенка без терапии родителей чаще всего не имеет положительных результатов, поскольку 90% всех страхов порождены семьей и стойко поддерживаются ею. При проведении классных собраний с родителями выясните, у кого из них повторные браки, кто находится в разводе, каковы, на их взгляд, отношения с ребенком. Заведите отдельную тетрадь и запишите туда свои наблюдения. В практике неврозом страха чаще болеют не первые, а вторые дети в семье. Вторые дети чаще первых испытывают излишнее давление родителей, нереализованность собственных желаний, в подростковом периоде именно они убегают из дома. На появление невроза страха у ребенка влияет также возраст родителей. Чем они старше (после 35 лет), тем больше количество страхов у ребенка. Избегайте давать личностную оценку детям. Задача классного руководителя – не ставить диагноз ребенку, а помочь ему справиться с проблемами. Вы можете дать задание на родительском собрании в течение 30 минут написать сочинение на тему: “Что плохого я вижу в собственном сыне (дочери)” – на одной стороне листа и “Что я вижу положительного в своем ребенке” – на другой стороне. Часто родители видят лишь негативные стороны детей, зацикливаются на них. Это даст возможность им задуматься над лучшими их качествами.
Классные руководители задают мне вопрос: что делать с детьми из неблагополучных семей, страдающих алкоголизмом или наркоманией? Как ни странно, но количество страхов у детей из таких семей значительно снижено. Отсутствие страхов у ребенка в данном случае не говорит о его раннем взрослении, часто это связано с органическими нарушениями головного мозга. Поэтому данные дети требуют психиатрического, а не психологического лечения. К ним бесполезно применять те методы лечения и воздействия, о которых я говорю.
Хочу рассказать о некоторых случаях лечения детских страхов из собственной практики и поделиться в связи с этим некоторыми методами психологической работы. Итак. Не так давно ко мне обратилась мать 13-летней Ани, которая боялась темноты, комнат без света, коридоров. Свою консультацию я начала с беседы с родителями. Выяснилось, что мать в целях воспитания воли и “бесстрашия” заставляла девочку ночевать в отдельной комнате, считая ее страх проявлением малодушия. Ко мне они обратились только тогда, когда Аня не могла засыпать по ночам, боясь возвращения ночных кошмаров, плакала в своей комнате, но, боясь темного коридора, не выходила из спальни. Девочку пугали злые демоны, которыми она бессознательно заселила коридор. На наших занятиях я рекомендовала родителям завести Ане домашнее животное. Оно способствует реализации накопившихся в детском сознании любви и заботы, ответственности и доброты. Домашнее животное помогает избавиться от невроза страха чаще детям, которые в семье одни. Мы рисовали с Аней веселые картинки – зверей, людей, дома, друзей. Затем она развесила эти радостные для нее картинки в коридоре. Мать купила ребенку большой фонарь, и теперь, когда девочка должна была выйти ночью из своей комнаты, она брала его и шла, вглядываясь в изображения на стенах. Постепенно страхи стали исчезать. Затем она стала рисовать не только на бумаге, но и на самих стенах коридора изображения любимых животных: собак, лошадей, кошек. Постепенно она перенесла туда любимые игрушки. Ее больше не пугали темнота и одиночество, она их “заселила” добрыми реальными существами.
Еще одним моим пациентом был 9-летний Дима. В его семье пополнение, родился еще один ребенок. Но Дима не хотел этого признавать, он отказывался видеть малыша, не играл с ним, боялся подходить близко, на все пожелания матери позаниматься с маленьким братом отвечал отказом. Из бесед выяснилась истинная картина, происходящая в семье. Из-за необходимой, но тяжелой беременности (мать вышла замуж вторично) все внимание и забота родителей были переключены на родившегося младенца. Дима чувствовал недостаток внимания, заботы и боялся потерять любовь матери. Я рекомендовала родителям уделять ему больше времени, обсудить открыто с Димой его проблемы, попытаться понять его эмоциональный негативный настрой. Наши занятия мы проводили с родителями и Димой вместе. Я предлагала играть в салочки, вышибалы и “пятнашки”. Игры оказывают положительный терапевтический эффект, раскрепощая и освобождая эмоции. Отдельно я рассказала Диме о том, как появляются дети, о том, что маленькое новорожденное существо требует ответственности и внимания всех членов семьи. Роль старшего брата я описала как самую значимую из всех остальных. Нет ничего страшнее замалчивания перед ребенком жизненной реальности. Часто родители совершают одну важную ошибку – не рассказывают детям об их зачатии и появлении на свет, мотивируя тем, что они еще малы и ничего не поймут. Это не так. Ребенок в состоянии понять, что его обманывают, не доверяют и скрывают что-то очень важное. Когда я рассказывала Диме все, что ему следовало знать, он сосредоточенно меня слушал и, придя домой, сказал: “Я, конечно, не очень счастлив, что у меня появился братик, но я рад, что когда-нибудь потом смогу поиграть с ним в футбол”.
Во время работы с детьми с неврозом страха (любыми проявлениями) я использую рисование и лепку из глины. Эту методику может применять любой классный руководитель на групповых занятиях в классе. Предложите нарисовать или вылепить из глины детям то, чего они больше всего боятся. Пока они будут сосредоточенно рисовать, подойдите сзади и дорисуйте какую-нибудь смешную деталь (например, бантик у злого Змея Горыныча). Это, как правило, вызывает улыбки и смех. Тем самым за образом страха закрепляется положительный эффект и при последующих пугающих мыслях ребенок будет рисовать эту смешную картинку уже в своем воображении. Я предлагаю вам больше импровизировать. Изображения страхов можно сжечь, если они нарисованы, или разбить, если они из глины.
Одной из моих пациенток была 15-летняя Ира. Девочка боялась воды, не умела плавать. Все попытки школьного учителя физкультуры научить ее были безуспешны, вследствие чего ей грозила неаттестация по предмету. Из наших бесед выяснилось, что ее страх закрепился в раннем дошкольном детстве, когда старший брат в шутку долго удерживал ее под водой. Подобный страх, как и боязнь высоты, лечится с большим трудом и требует длительного времени. Я разработала ряд упражнений, направленных на физический самоконтроль тела в подобных ситуациях. Ира рисовала собственный страх и сжигала его. Кроме этого, я рекомендовала родителям приобрести фильм ужасов “на тему страха” и показать его дочери. В данном случае мы вывели бессознательный страх на уровень сознания, продемонстрировав, к чему может привести неумение за себя постоять. Уверенность в себе в данной проблеме была ключевой. Далее мы проиграли ситуацию о том, что нужно делать, если вдруг Ира окажется на большом расстоянии от берега и будет тонуть. До конца изжить страх воды не удалось, но болезненный комплекс утопления мы преодолели.
Очень часто во время занятий с группами школьников использую игры и небольшие представления. Я предлагаю детям сочинить сказку на любой сюжет или придумать страшную историю. Их можно начать словами: “Жил-был…” или “Однажды…”. Дети с повышенной тревожностью, как правило, придумывают истории с печальным концом. Ваша задача – проиграть их сюжеты в коллективе. Но настаивать на этом не нужно, ребенок должен сам предложить вынести свой рассказ на обсуждение. Затем автор распределяет роли и начинается представление. В моей практике был такой случай. Во время занятий в 4-м классе один мальчик написал рассказ о том, как разбойник залез ночью в дом и убил всех членов семьи. Во время спектакля другой мальчик, игравший разбойника, проникшего в помещение, взял инициативу на себя, отказавшись играть по предложенному сценарию, и неожиданно предложил новый сюжет. Он пробрался в комнату, где жили родители, и нечаянно наступил на спящую собаку. Она залаяла, и все проснулись. Но поскольку разбойник был один, а домочадцев много, он с позором бежал, забыв даже прихватить награбленное. Все было разыграно темпераментно и с юмором. Даже сам автор, не принимающий участия в представлении, довольно улыбался. Используя в работе с детьми инсценировки, следует помнить, что смех и юмор – лучшее лекарство в работе со страхами. В группах детей более старшего возраста можно использовать сценки из реальной жизни. Они должны быть небольшими и больше похожими на диалог. Один из участников играет отрицательный персонаж, а другой – положительный. При этом дети могут просто импровизировать на заранее поставленную тему: “Вас остановил милиционер”, “Вы ждете на улице приятеля, а его долго нет, и вот, наконец, он появляется”, “Ссора с другом” и т.д. Чем лучше ребенок научится не теряться в незнакомой ситуации, тем успешнее будет его дальнейшая жизнь.
Подобные методики может использовать классный руководитель в случае разобщенности детей в классе. Совместные игры способствуют налаживанию психологического климата в коллективе. По моему опыту работы в школах знаю, что многие классные руководители занимают отстраненную позицию по отношению к детям и их психологическим проблемам. Они фиксируют внимание только лишь на успеваемости. В этом основная ошибка педагогических коллективов. Надо напомнить, что оценки по предметам напрямую взаимосвязаны с общим психологическим настроем. Учителя часто боятся быть просто людьми, а не только классными дамами. Хотелось бы верить, что в вас еще не умерло то нежное, доверчивое и доброе, что осталось от детства. Не бойтесь быть смешными, это то настоящее и человечное, что сможет помочь нашим общим детям.
Марина КУЗЬМИНА, психолог
Комментарии