search
main
0

Скорая психологическая

Гневайтесь на здоровье

Что делать, если у ребенка

болит голова?

“Я не пойду сегодня в школу, у меня болит голова”. Именно эти слова часто слышат родители и учителя от детей. Верить или нет? Как помочь ребенку справиться с болью? Многие советуют сходить на прием к терапевту, психоневрологу или даже снять порчу. Но, к сожалению, не все так просто, как представляется с первого взгляда.

Головные боли – не реализованные вовне чувства к травмирующим ситуациям, или фрустрация. Представьте, ребенок не может самостоятельно справиться с тем, что его внутренне очень волнует и беспокоит. Чувства накапливаются и наконец находят выход в единственном, как ему кажется, приемлемом виде – головных болях. Таким образом, он медленно и методично начинает разрушать себя изнутри. В этот момент главной задачей психолога и классного руководителя является правильное выявление истинной причины, лежащей в основе головных болей.

Как правило, чаще жалуется гиперактивный ребенок от 7 до 10 лет. Он озлоблен, драчлив, может впадать в состояние бесконтрольной ярости, при этом не представляя последствий своих действий и поступков. Таких детей отличает антисоциальное поведение: они падают в истерике на пол, стучат головой или сознательно уничтожают вещи. Один мой маленький пациент доходил до некоторых суицидальных элементов: царапал себе лицо и тело, в буквальном смысле рвал на голове волосы. Таким образом реализуется накопившийся потенциал раздражения и ярости. По моим убеждениям, детские головные боли – невроз, в основе которого лежит затаенный и вовремя не проявленный ребенком гнев.

Гнев – совершенно нормальное чувство. Но если мы, взрослые люди, можем позволить дать этому чувству выход, накричать на обидчика в транспорте или разрядиться за кружечкой пива, то ребенок подавляет это чувство в себе, испытывая за него вину или стыд. Он боится взрослых, которые за гнев его либо открыто наказывают, либо награждают ледяным неодобрением. Поэтому, вместо того чтобы сказать, что его не устраивает, ребенок прячет гнев и вместо непосредственной разрядки трансформирует его в моторику движений и соответственно безобразно себя ведет на переменах. К этому могут добавляться вредные привычки. Павлика 12 лет привели ко мне в надежде избавить от курения. Я была очень удивлена столь юному возрасту курильщика и выяснила, что перед тем, как перейти к сигаретам, он грыз ногти, жевал жвачку, по словам матери, не вынимая ее изо рта даже на ночь, хулиганил с дворовыми приятелями. В процессе бесед Павлик объяснил, что приходит в ярость оттого, что родители его не понимают, запрещают встречаться с товарищами, считают тунеядцем, не любят и не ценят его как личность. Когда родители вместе с сыном стали обсуждать его проблемы, атмосфера доверия восстановилась и вредные привычки исчезли сами собой.

Следует заметить, что все сильные эмоции – страх, злость, гнев – запускают в организме человека определенный гормональный взрыв. С одной стороны, это может быть полезно в минуты опасности, произойдет мобилизация всех сил организма, но если ребенок живет в этом состоянии постоянно… При хронической активизации симпатической нервной системы в конечном счете повышается артериальное давление, что влечет за собой гиперемию слизистой оболочки желудка, усиление выделения желудочного сока, это приводит, с одной стороны, к инфаркту миокарда, а с другой – к язвенной болезни и гастритам, кровь перестает очищаться от холестерина, возникают мигрени и понижается сопротивление инфекциям. Всех этих последствий можно избежать, если вовремя принять все необходимые меры. Дайте возможность детям естественно выражать свои чувства и говорить о том, что их не устраивает. Если у вашего подопечного заболела голова, поинтересуйтесь, что же его на самом деле беспокоит. И все-таки как поступить, если беда случилась и головные боли у ребенка стали постоянными?

Прежде всего начать с себя. Мы пытаемся неграмотно манипулировать детьми, заставляем их делать то, что они не хотят, да и, пожалуй, им это и ни к чему. Консультируя детей в школах Москвы, я выявила несколько способов самообмана учителей в области воспитания и детской психологии. Так, многие думают, что от ребенка можно ждать ответного проявления справедливости. Смысл таков: я пошла ему навстречу, не стала ставить двойку за невыученный урок, теперь он должен быть благодарен и слушать предмет очень внимательно. Ошибка! Поведение детей всегда определяется только их потребностями. Многие учителя продолжают пламенно верить в то, что детей можно изменить, оказывая на них давление. Еще одна ошибка! Прямое манипулирование способно вызвать лишь отчуждение и желание ребенка настоять на своем, несмотря ни на какие воздействия со стороны взрослых.

Что же следует предпринять в случае, если ребенок часто жалуется на головную боль? Как психолог я в таких случаях рекомендую, во-первых, сбалансированное питание и лечение комплексом витаминов. Организм таких детей ослаблен, и если не требуется дополнительного лечения желудочно-кишечного тракта, то полноценный рацион питания им в любом случае просто необходим. Следует отказаться по возможности от сладкого, особенно шоколада, который они очень любят и едят в больших количествах, чтобы заглушить последствия стресса. Кроме этого, я заметила, что сильным успокаивающим средством является вода. Поэтому ребенку с головными болями следует больше плавать и принимать успокаивающие ванны. У гиперактивных детей с различными эмоциональными проблемами могут наблюдаться мышечные спазмы и нарушения сна. Чтобы этого избежать и снять с ребенка негативный настрой, необходим массаж. В моей практике работы в одной из частных музыкальных гимназий детям после перемены перед игрой на фортепиано делали легкий тонусный массаж плеч и рук. Возбужденные после футбольной игры мальчишки быстро успокаивались, расслаблялись, и не нужны были никакие громкие окрики, призывающие к дисциплине.

Вот еще один случай из практики. В 1998 году моим пациентом был Ваня 9 лет. У него наблюдалась практически постоянная головная боль как в школе, так и дома. Я использовала технику рисования головной боли, а еще Ваня написал ей письмо. Когда на первом занятии я попросила его нарисовать свою боль, он изобразил круг, а внутри красные и оранжевые линии. Круг – это голова, сказал он, а черточки – боль, которая рвется из меня наружу. Но Ваня боялся ее выпустить, так как она очень вредная и способна сделать больно окружающим. Он испытывал головную боль, когда был голоден, когда его заставляли делать уроки, когда его обижал старший брат, когда ему ставили плохую отметку в школе. Моей главной задачей в подобных случаях является обучение детей другим, менее саморазрушающим способам выражения собственного гнева. Например, рвать бумагу, пинать подушку, бить на улице по мячу ногой и т.д. Иногда помогают активные физические упражнения. С Ваней мы писали все самые плохие слова, которые он только знал, адресуя их непосредственно головной боли или людям, которые его обижали и на которых был направлен его гнев. С Ваней мы выполняли упражнения с движениями тела у зеркала, чтобы он, наблюдая за своим отражением, мог изменить то, что ему не нравится. Он с удовольствием смотрел себе в лицо, пробовал экспериментировать с мимикой и добился неплохих результатов.

Детям с головной болью требуется спокойное и бесконфликтное общение со взрослыми. К ним требуется особый, щадящий подход. Любое грубое воздействие на них чревато негативными последствиями. Приведу несколько вариантов техники грамотного общения учителя и школьника. Например, все обращения следует начинать со слов “Я считаю, думаю, рассчитываю, хочу, надеюсь…” вместо обобщающих: “Вы слишком шумите” или “Все дети в классе двоечники и лоботрясы”. Если необходимо дать контрольную работу, не назначайте ее самостоятельно на определенную дату, предложите детям “выбор”: “Когда вы хотите написать диктант завтра – на 1-м или на 2-м уроке?”. Избегайте прямых назидательных советов типа “Петя, ты должен…”. Ни в коем случае не следует использовать выражения сарказма,обвинений и оскорблений. Окружающие никогда не идут навстречу таким людям и не раскаиваются в содеянном. Больше говорите о своих чувствах и внутренних переживаниях: “Когда Ваня не учит уроки, я чувствую обиду и злость, ведь я много готовлюсь к урокам и сильно устаю”. Но если вы поняли, что все же погорячились, открыто признайтесь в этом. Ведь все люди могут ошибаться и вы не исключение.

Я уже упоминала, что зачастую дети с различными эмоциональными проблемами и головной болью страдают от заниженной самооценки. Они часто говорят: “У меня ничего не получается”. Ничего? Такого не бывает. Обязательно есть что-то, что данный ребенок делает лучше остальных. Попросите его порассуждать над этим. Предоставьте ему возможность экспериментировать, проявлять свои творческие способности, принимать самостоятельные решения в отношении собственной жизни, даже если вам это и не очень нравится. И помните, ребенка следует всегда принимать всерьез.

Марина КУЗЬМИНА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте