Нередко, впервые услышав запинки в речи ребенка, родители не знают, как помочь своему малышу. Давайте разберемся, что такое заикание, почему оно происходит и какие логопедические упражнения можно делать, чтобы уменьшить количество речевых запинок.
Что такое заикание?Под заиканием понимается нарушение плавности речи: запинки, повторение и растяжение слогов и звуков в этом случае сопровождаются мышечным напряжением – судорогой произносительного аппарата. Говорящий с трудом передает сообщение, а собеседник испытывает напряжение, слушая его речь. Большинство современных исследователей сходятся во мнении, что заикание – внешнее проявление невротических, эмоциональных, речевых нарушений.Возникает заикание в возрасте от 2 до 5 лет. Это период становления фразовой речи, во время которого у большинства детей отмечаются запинки. Они называются физиологическими. Когда ребенок научится лучше выражать свои мысли, запинки будут проявляться реже. Если же они становятся настолько частыми, что затрудняют общение, появляется основание для беспокойства, – это начало заикания.Причины возникновения заикания:- истощение или переутомление нервной системы в результате частых, тяжело протекающих заболеваний;- задержка развития речи, неправильное произношение звуков в течение длительного времени;- испуг, обострение эмоционального напряжения как следствие острой обиды, ревности;- неправильные методы воспитания (наказания, унижающие достоинство ребенка, несогласованность требований со стороны близких);- перегрузка способных, но нервных детей речевым материалом (например, раннее (в 3 года) обучение чтению или иностранному языку);- переучивание леворукости.Что делать, если вы впервые услышали запинки в речи вашего ребенка или запинки у уже заикающегося малыша стали более выраженными?В первую очередь необходимо обеспечить ребенку режим молчания. Данная рекомендация совсем не означает, что надо заклеить рот болтунишке и не позволять ему ничего говорить. Под режимом молчания понимается следующее:а) необходимо минимизировать диалог с ребенком, так как именно в диалоге ребенок начинает заикаться;б) если ребенок играет один и при этом разговаривает с разными игрушками или с животными, заикания, как правило, не бывает или его интенсивность значительно ниже. Поэтому нужно построить жизнь дома таким образом, чтобы диалога было как можно меньше.Что происходит в момент режима молчания? Ребенок успокаивается, расслабляется.Безусловно, общаться с ребенком необходимо. Но нужно соблюдать определенные правила. В частности, не провоцировать ребенка вопросами на развернутый ответ. Нельзя спрашивать: «Что ты делал в саду?», так как данный вопрос подразумевает развернутое высказывание. «Ты играл в саду?»Так как при заикании нарушается речевой ритм, необходимо петь с ребенком, играть в музыкальные игры. Как правило, при заикании синхронность между речью и движениями нарушается. Ребенок не может одновременно в одном ритме говорить стихотворение (петь песню) и хлопать ручками или топать ножками. Поэтому вы учите ребенка хлопать и говорить стихотворение, топать и петь песенку, хлопать, топать и говорить.А нужна ли помощь логопеда?Конечно, при появлении запинок или ухудшении состояния у уже заикающегося ребенка нужна консультация профильных специалистов: невролога, логопеда, психолога.Что могут сделать родители самостоятельно:1. Обеспечить режим молчания.2. Соблюдать речевой режим: родители говорят медленно, короткими фразами.3. Петь песни, читать стихи, при этом ритмизировать речь (с помощью отхлопываний, оттопываний).Важно помнить, что для течения заикания характерна волнообразность. Иногда случаются периоды ухудшения. Хочется пожелать родителям: оставайтесь последовательны, продолжайте занятия, придерживайтесь наших рекомендаций. Ваши усилия будут вознаграждены, запинки в речи будут уменьшаться. У вас все получится!Будьте здоровы!Светлана БАТЯЕВА, учитель-логопед Городского психолого-педагогического центра Департамента образования города Москвы;Ирина КОВАЛЕВА, социальный педагог Городского психолого-педагогического центра Департамента образования города Москвы
Комментарии