Людмила ПОЛШКОВА, директор темниковской школы №1 – абсолютного победителя Всероссийского конкурса «Успешная школа»-2016, Республика Мордовия:
– В нашей школе 330 учеников, филиалов, структурных подразделений нет. У меня есть заместители по учебно-воспитательной и воспитательной работе. Считаю, достаточно, но при сегодняшней ситуации с отчетностью и повышенными требованиями к безопасности не помешал бы зам по безопасности и информатизации. Для центров образования, имеющих в своем составе до 30 зданий и 3000 учащихся, 6‑8 замов даже маловато. Не представляю, как иначе в таком «холдинге» можно строить учебно-воспитательный процесс…
Ольга ФИЛИМОНОВА, директор Сергиево-Посадской гимназии имени И.Б.Ольбинского – серебряного призера Всероссийского конкурса «Успешная школа»-2018, Московская область:
– Если обратиться к истории, то с самого открытия гимназии, с 1994 года, у нас было три заместителя директора: по учебно-методической работе, по воспитательной работе и по научно-методической работе. Были четкое распределение обязанностей и слаженная командная работа. В период первой оптимизации, в 2008 году, у нас сняли ставку заместителя директора по научной работе, и пришлось заново перераспределять обязанности, разделив ставки. Позже нам удалось вернуть полставки, и теперь у нас 0,7 ставки заместителя директора по воспитательной работе, ставка заместителя директора по учебно-методической работе включает в себя часть обязанностей завуча по научно-методической работе (работа с коллективом), есть полставки на организацию ГИА и повышения квалификации учителей, и еще 0,3 ставки (у педагога-психолога), предназначенные для организации исследовательской и проектной деятельности гимназистов. В таком режиме мы живем уже 10 лет. Но новые функции (работа по защите персональных данных, профилактике коррупции, значительно возросший объем работы с нормативной документацией и локальными актами, работа с сайтом, нагрузка, связанная с мониторингами и электронным журналом и т. д.) часто не помещаются в рабочий день заместителей директора и плавно перетекают в функционал руководителя. В силу своей высокой работоспособности я стараюсь все это выполнять, но это лишает меня возможности в достаточном объеме посещать уроки, работать с коллективом, что необходимо с точки зрения профилактики профессионального выгорания и развития. Тем не менее я не считаю, что нужно увеличивать количество заместителей. Выходом было бы делегирование отдельных функций учителям с доплатой, но во многих школах учителя имеют высокую нагрузку, и тогда качество их основной работы будет страдать. У нас в среднем учителя работают на ставку, но при работе с детьми с высоким уровнем способностей ставкой объем работы не измерить. У нас еще кадровую работу ведет секретарь, у которого всего 0,5 ставки. И закупками занимается завхоз, имеющий минимальную заработную плату. Всем доплачиваем из доходов, полученных от платных образовательных услуг (как и учителям за дополнительную работу с гимназистами и подготовку к олимпиадам). Вероятно, можно было бы подумать о включении в штатное расписание иного персонала, которому можно было бы поручить юридическую работу, техническое сопровождение сайта и других систем, в связи с цифровизацией это стало бы большим подспорьем.
Марина БОЧАРОВА, директор Гимназии им. академика Н.Г.Басова при Воронежском государственном университете, Воронеж:
– Все зависит от условий школы, ее материально-технической базы, от того, сколько зданий стоит на балансе, какие направления в школе. Например, наша гимназия – это пять зданий и три юридических адреса. У нас есть дошкольное отделение, и там обязательно должен быть мой заместитель. Начальная школа находится в отдельном здании, значит, и там без заместителя не обойтись. Здания должны поддерживаться с хозяйственной точки зрения, значит, должен быть заместитель по административно-хозяйственной части. Возможно, если бы наша школа находилась в одном здании, требования были бы другими, но все равно нужно сравнивать в категориях. Кстати, настоящая беда сегодняшнего дня в том, что многие директора, вынужденные проводить оптимизацию, сократили своих заместителей по методическому направлению. Мы сохранили такую ставку, потому что у нас многие дети участвуют в различных олимпиадах, часто выезжают, также мы обучаем большое количество учителей. Наша гимназия является стажировочной площадкой и победителем конкурса «Школа – лидер образования Воронежской области», эти направления курирует заместитель по методической работе. Всего у нас порядка 110 педагогов, около полутора тысяч учащихся и около 200 дошкольников.
То есть в каждом случае нужно подходить индивидуально. На сегодняшний день у нас подушевое финансирование. И ни один директор не позволит себе ввести в школе лишнюю ставку заместителя, на это просто не хватает средств. Хотя количество обязанностей постоянно возрастает. Сегодня это и работа с одаренными детьми, и работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья, итоговая аттестация на самых разных уровнях. Во всем этом нужна методическая работа, мы должны сначала научить учителя, помочь ему. Администрация должна создать условия учителю, потому что именно учитель дает качество образования. Все условия – материально-технические, методические, бытовые. Если все это возложить на плечи одного-двух заместителей, то ни о каком качестве образования речи уже быть не может.
Дмитрий КОРШАКОВ, методист и педагог-организатор центра образования и творчества «Петровский дворец», Петрозаводск, Республика Карелия:
– Школа – это большой живой механизм, в котором должны работать все функции. На мой взгляд, у директора школы должны быть заместитель по учебной и научной работе, зам по воспитательной и социальной работе, заместитель по безопасности, заместитель по административной работе. Если рассматривать современную школу, то, конечно, не помешала бы должность заместителя директора по развитию, хотя его функционал как раз можно распределить между всеми заместителями, поскольку каждый должен думать над развитием своей области и школы в целом. Количество заместителей может быть разным, главное, чтобы они всецело отдавались своей работе и работали в команде.
Елена М., учитель, Великий Новгород:
– Я согласна с Ольгой Васильевой. Но думаю при этом, что число заместителей директора должно зависеть от количества учеников в школе. Если школа сельская и в каждом классе всего 3‑10 детей, то директору, на мой взгляд, можно вообще отказаться от заместителей. Школа, где работаю я, городская, но не самая большая. Тем не менее у директора несколько замов. Я думаю, старая система, когда было два заместителя (по учебной и воспитательной работе), прекрасно работала. Сейчас существуют, например, заместители директора по информатизации. Но разве эти функции не может выполнять учитель информатики и получать при этом дополнительные деньги к ставке? Возможно, просто следует четко очертить круг обязанностей завучей и возложить их на определенных педагогов, но обязательно с достойной оплатой этой дополнительной работы. А ставки завучей при этом не создавать.
Комментарии