Продолжаем разговор о проблемах аттестации (см. «УГ» №6 от 9 февраля 2016 г.). Директора и педагоги вновь ищут положительные стороны и пробелы, которые стоит восполнить в этой важной процедуре…
Андрей СЕЛИВАНОВ, директор образовательного комплекса «Гармония», Великий Новгород:- Аттестация педагогов связана с их профессиональными достижениями, достижениями детей, которых они учат или воспитывают. Это результат так называемого эффективного контракта. Данную результативность можно выразить в баллах. Если педагог набирает определенное число баллов, то он получает либо подтверждение соответствия занимаемой должности, либо первую или высшую категорию. Эта процедура сейчас стала прозрачной, предсказуемой, и каждый претендент на квалификационную категорию может заранее представить, какие материалы ему необходимо будет собрать в будущем.Важный факт: поскольку процедура аттестации проходит с периодичностью один раз в пять лет, то преподаватель может работать на перспективу. Он не останавливается на своих прежних достижениях, а имеет шанс за пятилетний период доказать, что он эффективный, креативный, результативный педагог. Поэтому я считаю, что тот вариант аттестации, который сейчас существует, имеет больше плюсов, чем минусов.Есть нюансы, связанные непосредственно с предметом преподавания. В разной ситуации оказываются педагоги, по предметам которых установлены ЕГЭ и ОГЭ, и их коллеги, например, учителя музыки, физкультуры. Ведь результативность определяется согласно внешней независимой экспертизе, проходящей в форме государственных экзаменов. Получается, что если по преподаваемому предмету – например, музыке или искусству – нет ЕГЭ, то внешнюю независимую экспертизу нужно будет специально заказывать. Встает вопрос: кто за это заплатит? Здесь, однако, следует отметить, что по таким предметам, как физическая культура, музыка, искусство, существует очень много творческих конкурсов, а также олимпиад, на которых дети могут показать результативность обучения. Таким образом, у всех педагогов есть возможность, шанс показать себя не только в урочной деятельности, но и во внеурочной.Ирина ФРАНЦУЗОВА, директор школы №314 Фрунзенского района, Санкт-Петербург:- Начну с того, что обязательность аттестации педагогических работников прописана в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Мы работаем в государственных школах, и государство в лице контролирующих органов имеет право осуществлять проверки.Аттестация была всегда. Ранее существовали такие категории, как «старший учитель», «учитель-методист», которые сейчас являются некоторым аналогом высшей и первой категорий. В прошлом система аттестации не носила заявительный характер, учителю раньше рекомендовали сдавать на категорию, оценив его качественный и эффективный труд. Учителей со званиями было мало, и это были самые крупные звезды на школьном небосклоне, элита образования. Все учителя учились у них, и было чему. Главными критериями при аттестации были урок, личное выступление на конференции, педсовете, победы детей в олимпиадах и соревнованиях. При этом аттестовывали только учителей.Сейчас все упростилось. Хотя процедура носит заявительный характер, «хочу – не хочу», в ФЗ «Об образовании в РФ» она прописана как обязательная. Другое дело, на какую категорию учитель сам себя оценивает. В региональной системе аттестации Санкт-Петербурга предложено несколько вариантов, которые отражены в баллах с учетом специфики классов, в которых работает учитель. Кроме того, если педагогический работник имеет несколько должностей, например, учитель начальных классов и воспитатель ГПД, то он может быть аттестован по каждой должности. Учителя, работающие в классах общеобразовательных, повышенного уровня или коррекционных, имеют разное количество баллов. Такой дифференцированный подход, на мой взгляд, правильный.Среди современных критериев много таких, которые отражают методическую работу учителя, межкурсовое обучение, работу со СМИ, ведение своего блога, при этом на второй план уходят сам урок, его результативность и такие не менее важные критерии, как наличие травм и дисциплинарных взысканий. Урок должен быть главным, все остальное может быть продумано в эффективном контракте.На сегодняшний день в школах вновь создаются аттестационные комиссии и планируется аттестация на соответствие занимаемой должности. На мой взгляд, процедура аттестации должна остаться независимой.Ирина АВДОНИНА, завуч, Нижний Новгород:- Аттестации боятся многие педагоги, и это понятно: никому не хочется продолжительное время пребывать в ситуации стресса. А для большинства учителей эта процедура была и остается серьезным испытанием нервной системы. Я пока не встречала в нашем городе ни одного учителя, который бы не «вибрировал» в связи с предстоящей процедурой защиты или подтверждения категории. Кстати, общаясь с коллегами из других регионов, несколько раз отмечала, что так обстоит дело далеко не везде. В некоторых областях аттестация проходит в рабочем порядке, не вызывая у людей серьезных переживаний. А у нас ведь иной раз доходит до психосоматики – нервное напряжение приводит к обострению хронических заболеваний, особенно если педагог немолод. Мы, директора и завучи, уже заметили, что учителя, которым в этом году предстоит аттестация, чаще берут больничные, нередко даже ложатся в больницы, надолго выпадая из образовательного процесса. А с заменами сейчас все тоже очень непросто – в силу оптимизации педагоги перегружены, ведут по 5-6 уроков в день. Какие уж тут замены? Поэтому и мы, администраторы, тоже в какой-то степени страдаем от аттестации. А если в один и тот же год она предстоит многим учителям, это вообще беда.Еще должна сказать, что, по моим наблюдениям, с аттестацией у всех все складывается по-разному. Известно, что многое зависит от кафедр: где-то спрашивают со всей строгостью, где-то, напротив, относятся лояльно, с полным пониманием. Но даже у предметников одного методобъединения впечатления от процедуры не одинаковые. Кто-то выходит из кабинета НИРО (Нижегородский институт развития образования отвечает за проведение аттестации) радостный и счастливый, а кто-то в слезах. С чем это связано? Наверное, даже в такой объективной процедуре (по задумке она должна быть максимально объективной) большую роль играет, как это ни грустно признавать, человеческий фактор.Что больше всего напрягает педагогов сегодня? То, что на подготовку, точнее на оформление всех необходимых документов, уходит слишком много времени. Оно отрывается от работы с детьми, от книг и других способов профессионального совершенствования, в конце концов от семьи, от того, что является прямыми обязанностями каждого нормального человека. Причем оформление портфолио, написание работы чаще всего носит формальный характер. Все подготовленное и проверяют почти всегда формально. Вот это и обидно – время-то мы на всю эту ерунду тратим реальное. А зачем тратим? Ради какой высокой цели? Никто нам не скажет. Положено – вот и все…Несколько лет назад у всех без исключения вызывало страх компьютерное тестирование с множеством вопросов – не только по предмету, но обще- и околопедагогических. Нужно было набрать не менее 80 баллов, а если педагог набирал меньше, процедура считалась проваленной, на все остальное просто уже не смотрели. Сейчас результаты тестирования не играют такой роли, их прибавляют по желанию аттестующегося. По моему мнению, боялись компьютерного тестирования зря – его почти все сдавали без труда, заодно и знания освежали. Мне вот тоже на следующий год предстоит аттестация, и, поскольку основная моя работа административная, а по предмету часов немного и соответственно не слишком много достижений на предметной ниве, я обязательно добавлю баллы, которые получу за тестирование. И хорошо, что у меня будет такая возможность. Подготовиться к нему для меня не проблема.Галина СМИРНОВА, учитель начальных классов, Нижний Новгород:- Процедура аттестации в ее нынешнем виде до такой степени формализованная и потому необъективная оценка профессионализма учителя, что даже говорить о ней не хочется. Я, например, знаю коллегу, которая в своей школе является лучшим учителем по своему предмету, все родители мечтают к ней попасть, дети почитают за счастье у нее учиться, коллеги из своей и соседних школ идут за советом и опытом, выпускники приходят и поздравляют со всеми праздниками. То есть всем известно, что это учитель самой что ни на есть высшей категории, выше просто не бывает. Она и получила свою категорию давным-давно, и два раза подтверждала. Но поскольку уже давно достигла пенсионного возраста, не хочет ее подтверждать, особенно так, как этого требуют. Она говорит: «Пожалуйста, приходите ко мне на уроки хоть каждый день! Смотрите, как я работаю, беседуйте с детьми и родителями, тестируйте – я готова предъявить свою работу. Но собирать портфолио, писать псевдонаучную работу, отвлекаться от детей, от подготовки к урокам, от прямых своих обязанностей, от того, к чему я призвана, ради мифических показателей я не хочу и не буду». И с этой позицией трудно не согласиться.К этой коллеге подходило несколько раз начальство, с кафедры НИРО тоже были представители, уговаривали, убеждали, намекая, кстати, что все это не более чем формальность. А она в ответ на уговоры сказала, что раз формальность, тогда тем более не будет в этом участвовать. Она права, но чтобы так сказать, нужно быть суперпрофи, быть выше глупостей, к которым нас, учителей, принуждают. И в то же время в наших школах работают учителя с высшей категорией, которые не спорили и открыто не возмущались, а, тихо пороптав, все сделали как нужно, получили все, что хотели, но при всем этом даже сами себя профессионалами не считают.Я бы хотела внести предложение. Если уж нельзя подтверждать категорию на уровне школы (а это всегда проще и объективнее), то должна быть альтернативная форма вот для таких, особо принципиальных людей. Кто не хочет отвлекаться от своей работы на бумажки, пусть получит право демонстрировать уроки и аттестоваться реальными знаниями детей. А тот, кто хочет, пусть собирает портфолио и пишет научные работы. Всегда у людей должен быть выбор.P.S. Если что-то осталось за рамками разговора или у вас есть конкретные предложения, пишите нам по адресу: aadanilina@ug.ru. Редакция будет признательна за каждое соображение и замечание!
Комментарии