search
main
0

Сколько стоит угол для детдомовца?

Каждому выпускнику казенного учреждения гарантирована крыша над головой. В любом регионе, при любых обстоятельствах. Как гласит Жилищный кодекс РФ (п.2, ст.37), дети-сироты имеют право на внеочередное получение жилья.

Детализировано это право в Федеральном законе РФ “О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”. Заботу о таких обездоленных гражданах берет на себя государство. Оно или возвращает своего воспитанника в родные стены, откуда и забирало, или, при отсутствии такой возможности, дает другое жилье.
Так черным по белому написано в наших законах. Но одно дело – законодательство, а совсем другое – реальная жизнь.
В настоящее время около 60 тысяч выпускников сиротских учреждений не имеют своего жилья. Не месяцами, а годами ждут они этого обещанного “внеочередного угла”. За горькими примерами далеко ходить не надо. Жительница подмосковного города Королева Наташа И. еще в 91-м году после окончания ПТУ была поставлена в льготную очередь на получение квартиры. Ее номер в этом списке за десять лет продвинулся с цифры 12 до цифры 3. Подсчитайте, сколько еще сироте ждать обещанного и гарантированного законом жилья. Где живет Наташа сегодня? У разных “добрых людей”. Как правило, детдомовцы, ощущая себя людьми второго сорта, быстро опускаются на социальное дно. Бомжи, алкоголики, проститутки… Сколько среди них бывших “казенных детей”? Скажите, к чему тогда все многолетние затраты на обучение, воспитание сирот? Для чего государство их кормит, одевает, обувает? Содержание одного ребенка в казенном доме обходится нам в десятки, если не в сотни раз дороже, чем могут потратить на свое чадо родители в обычной трудовой семье. Нам что, не нужны тысячи работоспособных юношей и девушек?
Вот такие вопросы крутились у меня в голове, пока я набирала бесконечно занятый номер Управления социально-педагогической поддержки и реабилитации детей нашего родного министерства. Наконец я дозвонилась. Но начальник Галина Николаевна Тростанецкая отказалась разговаривать со мной.
– Обратитесь к Алле Зауровне Дзугаевой. Она в курсе проблемы, интересующей вас, – посоветовала она.
Однако Алла Зауровна тоже оказалась для меня недосягаемым объектом. Более двух недель я ежедневно выясняла, когда же найдется у нее время для беседы с корреспондентом “Учительской газеты”.
– Позвоните-ка мне в понедельник… среду… четверг, – слышала я приятный голос в телефонной трубке.
Так мы перебрали все дни недели. И в конце концов меня послали… к другому работнику управления – Ирине Николаевне Володиной. Мне пришлось дать твердое слово, что я займу внимание всего на полчаса, не больше, и ограничусь двумя вопросами. Договорились.
Готовясь к походу в особняк на Чистых прудах, я наметила программу – максимум и минимум.
Первое: узнать, какие изменения и дополнения вносит Министерство образования в вышеупомянутый федеральный закон. Известно, что министерством подготовлен проект “О внесении изменений в закон “О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот”. Сейчас он находится в Правительстве РФ. По самым благоприятным прогнозам, к концу года его “обкатают” в Госдуме.
Вот это я и хотела выяснить у сверхзанятого чиновника. А потом уже перейти к другому вопросу. Откуда взялась цифра: 60 тысяч детдомовцев без жилья? И планируются ли какие-либо срочные дополнительные меры по ликвидации этой ситуации?
Мне удалось осуществить задуманное. Я уложилась в отведенный мне лимит времени, получила в руки вожделенный документ – проект федерального закона. Правда, сначала терпеливо выслушала от Володиной сетования по поводу журналистской братии. Мол, неизвестно, что еще напишут, а время на них приходится тратить.
Но ближе к делу. Необходимость изменения законодательной базы назрела давно. Обращения и жалобы с мест, публикации в прессе свидетельствовали о неблагополучии в жизни выпускников-детдомовцев. В июле прошлого года президент Путин по итогам встречи с представителями общественных организаций дал поручение правительству разработать дополнительные меры по обеспечению детей-сирот жилплощадью. Много нареканий вызывает Федеральный закон о социальной защите детей-сирот. Для чего, к примеру, в нем введена возрастная планка – 23 года? Только до этого возраста государство опекает сирот. А потом их что, могут просто снять с очереди на жилье?
– В проекте закона этот вопрос разрешен, – пояснила Ирина Николаевна Володина. – Ограничения по возрасту нет. Кроме того, определен более четко порядок предоставления жилья бывшим детдомовцам. Указано, кто отвечает за эти вопросы.
Наиболее существенные изменения коснулись восьмой статьи действовавшего ныне Закона о социальной защите детей-сирот. Определено, что не позднее чем за два года до выпуска администрация учреждения, опекун должны знать, где будет проживать их подопечный. И тут надо отдать должное разработчикам дополнений и изменений в законодательную базу. Они предусмотрели все условия, при которых возвращение выпускника казенного учреждения в ранее занимаемую им квартиру невозможно. (Если там проживают бывшие горе-родители, или квартира не отвечает санитарным, техническим требованиям, находится в аварийном состоянии, или есть иные обстоятельства, препятствующие социальной адаптации в общество детей-сирот).
Несомненно, что эти изменения добавят хлопот местным властям. Ведь придется куда-то таких юношей и девушек устраивать. Потому и появилось в проекте новое дополнение о временном размещении детей-сирот в социально-реабилитационных центрах, социальных гостиницах, общежитиях. (Создание их планируется за счет федерального бюджета).
Конечно, это временное жилье – не панацея от всех бед. Но оно облегчит участь многих детдомовцев. Централизованный учет и осуществление контроля за своевременным предоставлением жилья бывшим детдомовцам ведет орган исполнительной власти на местах.
Более четко определены функции органов опеки и попечительства. Раньше, к примеру, было не ясно, кто распоряжается имуществом сироты, совершает различные сделки. Теперь определено, что правом на совершение сделок с имуществом несовершеннолетнего сироты наделяется орган опеки и попечительства по месту жительства несовершеннолетнего. И в статью 37 Гражданского кодекса внесено соответствующее дополнение.
Плюсы нового законопроекта очевидны. Положение детей-сирот должно все-таки улучшиться. Правда, есть одно “но”. Теперь в пятую статью, касающуюся финансирования расходов, внесено следующее дополнение: “Предоставление жилых помещений финансируется за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов”. Но исходя из существующей практики большинство регионов не в состоянии ни финансировать жилищное строительство, ни предоставлять ссуды. Раньше была хотя бы надежда на помощь из федерального бюджета. Теперь ее нет.
А разве не логично рассуждать так? Уж если государство берет на себя заботу о сиротах, то пусть выполняет ее последовательно до конца, не отказываясь от своих обязанностей. Ведь федеральным законодательством, а не законодательством субъектов РФ установлено сиротам право на получение жилья во внеочередном порядке. А разве в статье 133 Конституции РФ не говорится, что местному самоуправлению гарантируется право на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти? И в Федеральном законе “Об общих принципах организации местного самоуправления” черным по белому написано, что увеличение расходов органов местного самоуправления, возникшее в результате решения, принятого федеральной властью, эта самая федеральная власть и должна компенсировать. Размер компенсации определяется одновременно с принятием соответствующего решения.
А так выходит, что право на внеочередное получение жилья во многих регионах для детдомовцев превращается в фикцию. Мало того, теперь многое зависит, в каком регионе (богатом или бедном) обитает сирота. К примеру, сирота-москвич жилье получит в срок. А вот его собрат по несчастью в городе Курске будет маяться годами. (В льготной очереди на жилье здесь числятся 123 детдомовца, и первый по списку поставлен на учет аж в 1990 году).
Но если государство на федеральном уровне предоставляет детям-сиротам какие-либо гарантии, то должны ведь выполняться принципы равенства и доступности в реализации этих гарантий!
Правда, правительство намерено в ближайшие 2-3 года погасить задолженность по жилью сиротам. Ту, что накопилась за время действия старого федерального закона. Сколько на это понадобится денег? Этот вопрос был адресован Министерству образования. Вот потому ему и пришлось “сосчитать” всех бесквартирных детдомовцев. В регионы были направлены запросы, сколько у них детей-сирот, не обеспеченных жильем. И какова средняя стоимость помещения площадью до 15 кв.м. Получилась сумма – 946,8 млн.рублей. Столько нужно денег, чтобы осчастливить враз 60 тысяч бывших детдомовцев.

Надежда СЕМЕНОВА

Статфакт

Регионы, имеющие наибольшее число детей-сирот, не обеспеченных жилплощадью:
Челябинская область – 3.118 чел.
Пермская область – 2.667 чел.
Республика Башкортостан – 2.391 чел.
Хабаровский край – 2.306 чел.
Тюменская область – 1.863 чел.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте