Вопрос в общем-то провокационный: как нет предела совершенству, так и нет предела экономии. Многие школы сегодня вынуждены идти по пути минимизации расходов, и питание детей, увы, попадает под эту минимизацию.
Светлана СЛЫВАКОВА, директор Новоропской школы, Климовский район, Брянская область:
Как оптимизировать расходы
Конечно, у сельской школы свои возможности, у городской – свои. Но, как мне кажется, мы немножко в выигрыше. Во-первых, учеников у нас всего 132 плюс 34 дошкольника – при школе открыты две детсадовские группы. Сравните – наших 160 ребят против полутора тысяч в городской школе. Но дело даже не в количестве. Почти при всех сельских школах в области есть земельные участки, площадь которых не меньше 6 соток. У нас, к примеру, 8. Этот участок полностью отдан под овощи. Мы выращиваем морковку, свеклу, огурцы, капусту. Никаких дополнительных уроков труда или садоводства мы в учебный план не вводим. Посевная-уборочная полностью на педколлективе и техническом персонале. Причем это не обязаловка. У нас коллектив – 26 педагогов и шесть человек технического персонала. Мужчины (их, к сожалению, не так много – всего 6 человек) к сельхозработам не привлекаются. На них ремонтные работы. Вот так с весны мы, женщины, занимаемся грядками. Во время летних каникул подключаем старшеклассниц. Наша полеводческая бригада, кстати, еще и получает за свой труд пусть скромную, но зарплату. Мы организуем сезонные работы на участке через службу занятости. В итоге 300 килограммов капусты, морковки, свеклы – это наш нынешний урожай. Причем экологически чистый. Только на одной свекле мы сэкономили 2100 рублей.
Кстати, в организации питания школьников участвуют и родители. Картошку и лук заготавливают они. Теперь давайте считать. В общей сложности обед в нашей школе стоит 15 рублей: полтора рубля – районный бюджет, три с половиной – областной, и родительская доля – десять рублей. Но, сэкономив на овощах, мы получаем возможность закупать в достаточном количестве мясные, молочные продукты и фрукты. Горячий обед, к примеру, сегодня был такой – котлета с тушеной картошкой, витаминизированный салат и пирожок. У нас есть возможность разнообразить меню – бутерброды с сыром или с колбасой, супы, молочные каши. Словом, наши дети сыты.
Альбина ДОЛГАЛЕВА, директор школы №144, Новосибирск:
Насколько хватит сил?
Мы пересмотрели меню в школьной столовой. Согласно нормативам по соотношению жиров, белков и углеводов и котлетка должна стать побольше, и гарнир поразнообразнее. Такой обед стоит порядка 40 рублей в день. Большинство наших родителей не могут вносить такую сумму – тысячу рублей в месяц – на питание своих детей. Конечно, в идеале хотелось бы обеспечить всех школьников горячим питанием. Реально же у нас получают его ученики начальных классов и 94 ребенка из многодетных и малообеспеченных семей, которые питаются в школьной столовой бесплатно. Надо сказать, что съедают дети все без остатка и готовы съесть добавку.
Работники школьной столовой трудятся на совесть, готовят вкусно. Но большая часть детей вынуждены обходиться традиционной булочкой да компотом или чаем. Проблема с оборудованием. Мы запрашивали тестомес, но в этом году нам не поставили ничего и не выделили денег, невзирая на требования к качеству школьного питания. Поэтому те же булочки наши поварихи пекут вручную, то есть замешивают тесто руками, насколько хватает сил. Представьте себе: испечь достаточное количество булочек и пирожков на 722 ребенка ежедневно. А подростки, особенно мальчики, чувствуют голод после каждого урока и готовы съесть куда больше одной булочки. Хотелось бы, чтобы выдвижение новых требований совпадало с выделением дополнительных средств. Понятно, что везде экономический кризис, но ведь речь идет о здоровье наших детей.
Надежда ЧЕРНОВА, директор школы №3 города Суровикино, Волгоградская область:
Давно такого не было…
Организация школьного питания – проблема не то чтобы первостепенная. Она насущная, жизненно важная, потому что за ней здоровье детей. Мы видим, как ухудшаются показатели здоровья, ищем способы его укрепить: это и введение третьего часа физкультуры в неделю, и бесплатное питание учеников начальной школы и детей из малообеспеченных семей. Теперь считаем: из 540 школьников 376 льготников. Я работаю в школе не первый год и могу с полной ответственностью заявить, что таких кризисных процессов давно не наблюдалось.
Городок наш небольшой. Семей, перебивающихся от зарплаты до зарплаты, в последнее время сильно прибавилось. Развал предприятий, безработица привели к тому, что главная проблема семьи – выжить. Достаточно открыть последнюю страницу классного журнала, куда вносятся сведения о родителях. Все чаще мелькает запись – «временно не работает». Без преувеличения, школа действительно поддерживает семьи. Практически все наши дети питаются в школьной столовой, и в основном два раза в день. Чего это стоит?
Возьмем начальные классы – 235 человек, у которых двухразовое бесплатное питание. Финансирование на одного ребенка мизерное – 15 рублей: 10 рублей поступают из федерального бюджета, 5 выделяет глава районной администрации. Но все равно это благо, особенно для бедствующих семей.
А теперь о проблемах.
1. Зарплата повара низкая (чуть выше минимальной), а объем работы большой – повар, помощник повара, одна кухонная рабочая – согласитесь, слишком маленький штат, чтобы обслужить 500 человек. Доплатить из фонда оплаты труда школы не всегда возможно, так как надтарифный фонд невелик.
2. Как сформировать у детей культуру питания? Ребенок горячему первому и второму часто предпочитает шоколадку, а вместо овощного салата – булку. Это заставило нас запустить проект «Поговорим о здоровом питании». На уроках биологии, ОБЖ, классных часах мы беседуем о правильном питании, здоровом рационе, просвещаем родителей.
3. Нередко готовим из дешевых полуфабрикатов (котлеты, тефтели), нет фруктов. По нашим расчетам, на полноценный обед из «живых» продуктов нужно не 10 рублей, а 50-70.
Программ по питанию сейчас разработано много, но нужно подкреплять их финансами.
Анна ШАМАЕВА, председатель Департамента образования администрации Липецка:
Выбираем здоровье
Все столовые в городских школах сегодня переоборудованы. На их модернизацию пошли деньги из федерального, областного и городского бюджетов. В перспективе строительство комбината питания.
Новое меню формируется с учетом физиологических потребностей растущего организма. На помощь поварам пришли новые технологии. В школах появились пароконвектоматы, в которых можно регенерировать кулинарные полуфабрикаты, сохраняя по максимуму пищевую ценность продуктов.
Меню составляется с учетом предпочтений детей и мнения их родителей. Сегодня уже разработаны рационы для разновозрастных групп, а на их основе будут использоваться отдельные цикличные подборы блюд для тех, кому шесть – одиннадцать лет и двенадцать – восемнадцать.
Медики проводят мониторинг здоровья школьников. Анализ данных по группе показателей, отражающих состояние органов пищеварения, выявил снижение заболеваемости за последние 3 года на 4 процента.
За качеством приготовления пищи, соблюдением примерного меню и санитарно-гигиенического режима следит специальная комиссия, в состав которой вошли специалисты департаментов образования и здравоохранения, администрации города и управления Роспотребнадзора по Липецкой области. В школах ежедневно работают бракеражные комиссии, созданы рабочие комиссии, в состав которых входят ученики, педагоги и родители.
Комментарий
Вячеслав НЕМЦЕВ, директор Единого центра муниципального заказа Нижнего Новгорода:
– Начиная с 2008 года за организацию школьного питания в образовательных учреждениях города отвечает Единый центр муниципального заказа, структурными подразделениями которого стали три комбината школьного питания.
Наше предприятие было создано в целях реализации общегородской программы «Здоровое питание». Теперь все нижегородские школьники получают витаминизированное, сбалансированное и качественное питание. Для этого мы отбираем самые лучшие продукты, контролируется их соответствие нормам и гостам, идет постоянный мониторинг содержания полезных веществ. Причем это касается как продуктов цикличного меню (завтраков и обедов), согласованного с Роспотребнадзором, так и всего буфетного ассортимента, продающегося в школе. Разрабатывая меню, Единый центр учитывает мнение потребителей: детей, родителей и школьных работников. Для этого в каждой школе регулярно проводится опрос: учителя, дети и родители пишут свои отзывы и предложения. Замечу, что программа была разработана специалистами центра совместно с учеными Нижегородского института гастроэнтерологии. Со временем стали появляться другие программы, например, «Школьное молоко».
Следует сказать о ценах. Стоимость школьного завтрака на сегодняшний день составляет 30 рублей, обеда – 35. Для детей из малообеспеченных семей работают социальные программы поддержки, финансируемые из областного бюджета. Пока мы укладываемся в эти суммы, поскольку существенного удорожания продуктов не произошло, возможно, потому что сами поставщики заинтересованы в регулярном сбыте и не хотят терять такого партнера, как Единый центр. Кстати, за время работы центра жалоб на школьные столовые от родителей не поступало – это самая лучшая оценка нашей работы.
Комментарии