Самые разнообразные проблемы учеников – от неуспеваемости и нарушений школьной дисциплины до телесных и психических недомоганий – объединяются сегодня под общим названием «школьная дезадаптация». Заведующий Центром нейротерапии Института мозга человека РАН (Санкт-Петербург) Леонид Чутко считает, что ее соматическими, психологическими и социальными проявлениями страдают более трети российских школьников. Причиной школьной дезадаптации часто становится самая рутинная и привычная учебная процедура – оценивание.
СтрахиУ меня крутит живот и вспотели ладони… похоже, это школа.Шрек
Чего боятся ученики в школе? Чаще всего – отметок, причем вовсе не обязательно плохих, ученики боятся отметок вообще. Чтобы глубже разобраться в этом вопросе, крайне важно четко разграничивать два понятия:
оценка – процесс, осуществляемая деятельность (или действие) оценивания или результат этой деятельности;
отметка – числовое выражение степени совпадения реальных достижений с идеальным образцом.
Процедура отметочного оценивания довольно формальна и легко поддается стандартизации: учителю несложно подсчитать количество допущенных в диктанте ошибок, вычислить соотношение количества решенных и нерешенных задач или определить процент выполненных заданий теста. Оценка не обязательно является отметкой, довольно часто учителя применяют качественные характеристики для описания ученических достижений.
В сложившейся российской образовательной практике закреплена, в том числе и формально-законодательно, модель обязательного отметочного оценивания. Все учителя должны заполнять нормативно-финансовый документ, фиксирующий факт и результаты их деятельности, – классный журнал; администрация школ – контролировать их работу; а органы управления образованием – следить за администрацией.
Таким образом, над учителем висит дамоклов меч – нужно обязательно опросить всех! Ученики трясутся от страха – вдруг спросят именно меня! В этом порочном кругу страхов и формируются неврозы. Почему? Потому что учителя вынуждены оценивать работы учеников, сравнивая их достижения с требованиями образовательного стандарта; в этом случае каждая отметка регистрирует успехи или провалы учащихся в соответствии с принятыми эталонами. Такая отстраненно-объективная отметка должна бесстрастно фиксировать, кто из учеников чего добился, невзирая на их индивидуальные способности, склонности или самочувствие. У нее иные функции:
констатирует фактический уровень учебных достижений;
информирует о результатах заинтересованные стороны (например, родителей);
позволяет определить направления и объемы дальнейшей работы;
оказывает прямое воздействие – непосредственно регулирует учебную деятельность школьников.
Но при этом традиционная отметка абсолютно не принимает во внимание ни желания, ни возможности учеников. Подобное безлично-формальное оценивание, к сожалению, приводит к тяжелым результатам.
Последствия
Школьница,
Я все-таки в душе все та же школьница.
От обид все так же под лопаткою болит.
Екатерина Семенова
Ребенок привыкает, что интерес родных и знаки их внимания он получит только продемонстрировав высокие результаты. В школе, где многие дети в силу индивидуальных особенностей не способны на выдающиеся достижения, впервые наносится значительный и болезненный удар по их психике: ученик, не соответствующий нормативным требованиям, получает низкую отметку и, как следствие, лишается поддержки в семье.
Ученики начальной школы в наибольшей степени подвержены риску подобного травмирования. Для малышей каждая отметка несет личностный заряд и соотносится не с написанными словами или сосчитанными примерами, а с собственным «Я», формируя их самооценку: пятерка означает «Я хороший, меня любят», а двойка – «Я плохой, меня не любят». Поэтому часто младшие школьники учатся для получения хороших отметок. Отметки для первоклассников де-юре были отменены (но сохранились де-факто как звездочки, солнышки и геометрические фигурки, никого не вводящие в заблуждение относительно своего численного выражения).
Разумеется, за годы обучения школьники приобретают (в той или иной степени) психологическую устойчивость к процедуре оценивания, и подростки уже не так остро реагируют на отметки, как младшие школьники, но все же страх наказания вынуждает учеников лгать и изворачиваться: они просят учителей не ставить им плохих отметок, прячут дневники от родителей, придумывают различные способы не ходить на занятия, в том числе симулируют недомогание. Иногда симуляции даже не требуется: рвота, повышенная температура, сердечно-сосудистые расстройства – вот довольно типичный набор симптомов у ребенка, не желающего получить двойку на самостоятельной или контрольной работе.
Следует признать, что и учителя страдают от необходимости ставить плохие отметки. Во-первых, многие педагоги болезненно переносят тот факт, что своими действиями они причиняют ученикам страдания. Во-вторых, негативная реакция учеников сама по себе – серьезный стрессовый фактор. В-третьих, выставление низких отметок не поощряется администрацией школы настолько, что пятибалльная шкала уже фактически редуцировалась до четырех- и даже трехбалльной. Кажется, что скоро отметки будут выставлять, как в сатирической миниатюре Камова, Курляндского и Хайта: «Пришел – «отлично», не пришел – «хорошо».
Что же делать?
Рецепты
Устоявшаяся технология имеет тенденцию пользоваться большей популярностью, чем новая.
Закон Блаува (один из законов Мерфи)
В качестве решения предлагаются самые разнообразные варианты, в том числе и довольно экстремальные, например полный отказ от оценивания. Но совершенно очевидно, что просто исключить отметки из школьной практики невозможно. Школьники должны иметь возможность измерения и каждого своего учебного усилия, и достигнутого результата. Именно так организовано оценивание в открытом образовании, базирующемся на принципиально иных педагогических принципах, чем традиционная школа. При этом изменяются не столько частные способы оценивания, сколько дидактическая система в целом: ученики становятся субъектами образовательного процесса, активно включаются в познавательную деятельность, самостоятельно определяя ее цели, критерии успешности и способы оценивания. Учителя выполняют особую педагогическую функцию, создавая для детей благоприятные условия: обеспечивая эмоциональную поддержку, моделируя ситуации успеха для каждого ученика.
В этом случае оценивание превращается в совместную экспертизу полученных результатов, а главной функцией становится анализ двустороннего процесса учения-обучения; появляется обратная связь, которая позволяет выявить особенности протекания процесса и вносить в него поправки. Очевидно, что в этом случае чрезвычайно важно, чтобы оценочная деятельность педагога велась в интересах социально-психологического развития ребенка, для этого она должна быть адекватной, справедливой и объективной.
Как этого добиться? Представьте себе, довольно просто, и вовсе не нужно изобретать велосипед, достаточно обратиться к опыту применения образовательной технологии портфолио, разумеется, подлинной, когда автор-ученик сам формулирует его цель и самостоятельно анализирует собственные успехи. А от многочисленных псевдопортфолио, собранных на учеников, подобных результатов ждать не приходится.
От того, как именно учителя будут фиксировать учебные результаты своих учеников, во многом зависит общее здоровье и благополучие детей.
Выбор за вами!
Елена ЗАЧЕСОВА, методист, преподаватель Московского института открытого образования
Комментарии