Виктор МАРТЫНОВ, проректор Университета нефти и газа им. И.М.Губкина:
– Без бизнеса образование развиваться не может. Мы всегда эту идею отстаивали и в своей практической деятельности всегда опирались на отрасль. Фактически мы и создавались как отраслевой вуз и продолжали им всегда оставаться, даже в самые сложные периоды, несмотря на разные соблазны.
Мы можем сказать, что мы первыми в стране создали попечительский совет, это было у нас 4 декабря 1991 года. До сих пор этот совет работает и помогает нам координировать всю деятельность, связанную с нашими взаимоотношениями с промышленностью. Фактически сейчас можно сказать, что на 75% бюджет вуза формируется в той или иной степени за счет промышленности. Понятно, что напрямую это пожертвования, косвенно – договора на научную работу, на дополнительное профессиональное образование, на целевую подготовку студентов и так далее. Но тем не менее факт остается фактом: около 75 процентов денег мы получаем косвенно или прямо от промышленности, и это прямо привязывает вуз непосредственно к работодателю.
По существу нам удалось создать такую глубокую эшелонированную систему договорных связей с отраслью, которая основывается на рамочных договорах практически со всеми крупными российскими и зарубежными нефтегазовыми компаниями, которые в России работают сейчас. Плюс к тому, конечно, есть система договоров частного характера, есть договора на выполнение научных работ, работ, связанных с дополнительным профессиональным образованием специалистов промышленности. К тому же, конечно, есть и подготовка кадров базового образования.
Необходимо отметить, что сейчас у нас около 60 процентов студентов имеют трехсторонние договора непосредственно с промышленными предприятиями отрасли. Это достаточно высокий показатель. Наверное, он практически оптимален для нас и позволяет нам уверенно говорить о том, что наши выпускники востребованы отраслью, то, что они приходят после окончания вуза непосредственно на те предприятия и в регионы, откуда были направлены и, соответственно, работают по специальности. То есть мы готовим прямо по заказам промышленных предприятий.
Качество подготовки специалистов очень больная задача в условиях недостатка денежных средств. Мы работаем над тем, чтобы отрасль и промышленные предприятия непосредственно участвовали в разработке учебных планов и программ. В настоящее время мы активно привлекаем отрасль к созданию профессиональных стандартов. В рамках нашего Союза нефтегазопромышленников совместно с Российским обществом инженеров нефти и газа мы создали такую комиссию, которая занимается разработкой профессиональных стандартов. Вообще надо сказать, что для того, чтобы отрасль активно участвовала в мониторинге рынка труда, в мониторинге рынка отраслевых образовательных услуг, у нас в университете даже создано научное подразделение – Институт проблем развития кадрового потенциала ТЭК. Это такое научное маленькое подразделение, которое ведет работу по оптимизации рынка труда и отраслевых образовательных услуг, выполняет целый ряд еще других задач.
Ученый совет этого института фактически составляют представители промышленности и руководители кадровых служб, что позволяет также очень четко отслеживать все проблемы, которые возникают на отраслевом рынке труда и образовательных услуг.
Большую роль для промышленности играет то, что мы стараемся нашим студентам давать рабочие специальности по профилю их будущей инженерной деятельности. То есть около 50-60 процентов студентов во время обучения в вузе могут получить эти рабочие профессии. Но это работа сдерживается тем, что достаточно сложно предприятиям относить эти затраты на себестоимость. То есть если человек работает на предприятии – можно отнести, а если это студент, соответственно, расходы на дополнительное профессиональное образование будущих работников предприятия налогообложением не поддерживаются.
В рамках этого как раз у нас заключено около 770 договоров практически со всеми промышленными предприятиями России на проведение производственной практики, на подготовку рабочих кадров. Фактически аналогичное количество договоров связывает университет с промышленными предприятиями по поводу организации повышения квалификации уже специалистов, которые непосредственно работают в промышленности, дополнительного профессионального образования и профессиональной переподготовки.
Роль промышленности еще и в том, что она помогает нам, предоставляя корпоративные стипендии студентам – до 10 процентов студентов получают такие корпоративные стипендии. Конечно, при этом и мотивация увеличивается, и закрепляются будущие кадры непосредственно в промышленности. В последние годы удалось немного решить вопрос с грантами преподавателям для выполнения научных работ, непосредственной организации дополнительного образования студентов, что также помогает хотя бы частично решить проблему закрепления преподавательских кадров.
Мне хотелось бы поблагодарить наши нефтегазовые компании за то, что они делают. Но, с другой стороны, получается так, что мы в очень серьезной мере, конечно, зависим от промышленности, а с точки зрения государства помощь, в общем-то, получается не очень значительная. Хотя мы выиграли инновационную программу и ее сейчас успешно реализуем, но опять же только через помощь промышленности.
Несмотря на то что всем кажется, что нефтяной вуз, конечно, не должен испытывать недостатка ни в деньгах, ни в преподавательских кадрах, на самом деле это совсем не так. У нас очень большая проблема с преподавательским составом, с точки зрения того, что у нас получается самый большой разрыв по оплате труда между отраслью и вузом, и эта брешь никак не закрывается. Мы хотим, чтобы в рамках законодательства были решены вопросы отнесения расходов на будущий персонал промышленности, а также и вопросы налогообложения самих вузов с точки зрения расходов на приобретение оборудования, прибыль в частности. Мы считаем, что не очень рациональны расходы вуза на налоги по земле и по имуществу. Фактически получается так, что объем тех денег, которые нам предоставляет государство, сравнялся с размером тех налогов, которые мы платим государству. Разве это правильно?
Комментарии