search
main
0

Сколько нас, россиян? Первый урок по теме «Население России». 9-й класс

Познавательная цель: усвоение всеми учениками стандартного минимума фактических сведений о численности населения, демографическом кризисе, демографическом «взрыве». Развивающая цель: формирование надпредметных умений – анализ таблицы, графика, сравнение и ответы на вопросы, решение задач, проблем, составление таблицы, создание презентации, развитие речи.

Полностью публикация приведена в формате PDF:Скачать/Просмотреть(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).

Воспитательные цели:

– формировать ответственное отношение к выполнению домашнего задания, добросовестность, умение радоваться за успехи товарищей;

– обратить внимание на трудности, которые стоят перед нашей страной.

Цели профессионального и личностного саморазвития учителя: отработка принципиально новых для нашей школьной практики средств планирования и проведения занятий с помощью компьютерных технологий, которые дают возможность ученикам быть соавторами сценария урока.

Опережающее задание ученикам: приготовить презентации: «Перепись населения – зеркало общества», «Портрет Красноярского края».

Ход урока

I. Организационный этап

1. Приветствие учеников, проверка готовности детей к уроку.

2. Основные выводы по предыдущей теме.

Учитель: На прошлом уроке мы закончили изучение темы «Человек и природа». Давайте восстановим основные идеи этой темы.

Ученик: Человек тесно связан с природой и за счет нее удовлетворяет многие свои потребности (биологические, ресурсные, духовные), тем самым воздействует на природу.

II. Подготовка учеников к активному и сознательному усвоению нового материала

Учитель: Итак, население планеты взаимодействует с природой и становится активной силой, которая породила мировую экологическую проблему. Поэтому к вопросам народонаселения сегодня в мире, в том числе и в России, пристальное внимание. Кроме этого, население – главная производительная сила общества. От численности трудовых ресурсов, уровня общей подготовленности и квалификации, трудовых навыков работников зависит развитие хозяйства, его размещение. Население – потребитель того, что производит. Своей численностью и характером запросов оно влияет на географию отраслей хозяйства. И прежде чем начать изучение экономики России, мы должны освоить тему «Население России», на протяжении десяти уроков рассмотреть основные вопросы, изучением которых занимаются демографы.

Существует наука «Демография». Что изучает эта наука?

Ученик: Это наука о населении и закономерностях его развития. Демографы изучают численность и размещение населения, его перемещение, расселение, религиозный, национальный и половой состав.

Итак…

Учитель: Перед тем как приступить к выполнению задач урока, мне бы хотелось зачитать названия некоторых статей, которые в последнее время часто встречаются в прессе:

Какой напрашивается вывод?

Ученик: Население России уменьшается, из-за этого возникают большие проблемы для страны.

Учитель: А теперь все по порядку.

III. Усвоение новых знаний

Учитель: Часто ли мы смотрим на себя в зеркало? Конечно, да. Рассматривая свое отражение, мы как бы видим себя со стороны, лучше понимаем самих себя. Что справедливо для отдельного человека, то справедливо и для общества в целом. Однако где же взять такое зеркало, в котором отразится весь российский народ? Отчасти роль такого зеркала для нашей страны призвана играть Всероссийская перепись населения. Наиболее полные данные получают по результатам переписи населения демографы, что позволяет им прогнозировать изменения, определять перспективы развития районов и всей страны.

Интересна история переписей в России. Группа ребят изучила эту тему и сегодня на уроке покажет свою презентацию.

В это время один ученик выходит в интернет и старается найти информацию о демографической политике, проводимой Правительством Российской Федерации и президентом.

Презентация ученика: В нашей стране перепись населения – событие неординарное. Своеобразный учет населения ведется чуть ли не с Киевской Руси, по крайней мере еще со времен татаро-монгольского нашествия. Правда, методы тогда несколько отличались от современных – учет был похозяйственным. Учитывались для обложения данью дома: тогда в каждом доме стояла печь, и считали по «дымам». В результате можно было, например, посчитать количество собираемой дани.

В XVIII веке, во время правления Петра I, появился первым указ, который на государственном уровне закрепил необходимость проведения переписей населения. В 1718 году был издан указ, которым предписывалось «взять сказки у тех, чтобы правдивые принесли, сколько у кого в которой деревне душ мужеского пола».

Учитель: Давайте заполнять таблицу по ходу презентации.

Презентация ученика (продолжение): Необходимость перейти к научно организованным переписям населения должна была когда-нибудь назреть, и это случилось в конце XIX- начале XX века. Ее инициатором и организатором в начале 1897 года стал выдающийся русский ученый П.П.Семенов-Тян-Шанский. На данный момент эта перепись представляет собой единственный источник достоверных данных о численности и составе населения России в конце XIX века. Итак, в 1897 году перепись населения в Российской империи показала, что численность составляет 67,5 млн чел.

Первая советская перепись населения проводилась в 1920 году. Было охвачено только 72% населения страны.

Все население страны впервые охватила Всесоюзная перепись населения в декабре 1926 года. Данная перепись отличалась не только продуманной методикой получения сведений, но и богатством собранных данных, особенно о социальном составе населения и о семьях. В целом в СССР проживали 147 млн чел., а в России – 92,7 млн чел.

Следующая перепись населения проводилась в январе 1937 года. Однако начавшаяся война не позволила завершить анализ всех собранных материалов. В СССР проживали 162 млн чел., в России – 104 млн чел.

Первая послевоенная перепись населения проводилась в 1959 году. Ее данные использовались в планировании управления. В СССР на тот момент было 208,8 млн чел., в России – 117,5 млн чел.

Последняя перепись в Советском Союзе проводилась в 1989 году. Наряду со сведениями о населении были собраны данные о жилищных условиях. Жителей СССР было зафиксировано 285,7 млн, России – 147,4 млн чел.

В 2002 году была последняя перепись населения. Она выявила многие демографические проблемы современной России, численность населения которой пошла на убыль и составила 145 млн человек. По официальным данным, на 2006 год численность населения уже составила 142,8 млн человек. Перепись 2002 года показала, что идет естественная убыль населения, изменилась возрастная структура населения – меньше стало детей в возрасте до 16 лет, ухудшается качество здоровья детей, например, в нашей школе много учащихся с плохим зрением, нарушениями опорно-двигательного аппарата, снижается продолжительность жизни.

Действительно, перепись населения – зеркало общества.

01.07.06 года стартовала Всероссийская сельскохозяйственная перепись. Охвачены 100 млн человек, то есть 60,8 тыс. сельскохозяйственных организаций и предприятий, включая подсобные хозяйства, 286,6 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, 16 млн личных подсобных хозяйств и 80 тыс. садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, включающих 13,5 млн земельных участков. Предварительные результаты сельскохозяйственной переписи появились в первом квартале 2007 года, а окончательные – в 2008 году. Такая перепись не проводилась с 1920 года. Итоги помогают сформировать сбалансированную агропромышленную политику России на многие годы. Перепись позволяет получить сведения по всем категориям хозяйств о занятости в сельскохозяйственном производстве, размерах посевных площадей, поголовье скота, птицы, наличии техники и оборудования. Всероссийская сельскохозяйственная перепись – часть Национального проекта развития сельского хозяйства России.

Учитель: А теперь сравним численность населения России и других стран, используя диаграмму:

Сейчас наша страна на 7-м месте. Когда Российская Федерация входила в состав СССР, то по численности населения СССР занимал третье место, имея 290 млн жителей. В России осталось 50% всего населения. Прогноз на будущее вы видите на соседнем слайде.

А теперь вернемся к численности населения современной России и проанализируем график, расположенный на стр. 46 учебника, рис. 10 (учебник А.И.Алексеева, В.В.Николина. География: население и хозяйство России. Москва, 2003 год).

График находится на экране и в увеличенном виде на каждой парте.

Задание: проанализировать график, заполнить таблицу, используя учебник, сделать выводы.

Учитель: Проверим, как вы справились с заданием.

Ученики делают выводы по каждому этапу отдельно.

Учитель: Выделяются периоды, когда численность населения несколько раз снижалась. Такое снижение численности населения называется демографическим кризисом. Приведите примеры, когда наблюдался демографический «взрыв».

Ученик: После окончания Гражданской войны.

Учитель: Итак, давайте подведем итоги.

Ученик: Численность населения страны нестабильна, выделяются демографические кризисы, на которые влияют разные причины. В настоящий момент численность населения России уменьшается.

Учитель: А теперь посмотрим портрет Красноярского края и города Железногорска.

Презентация ученика: Красноярский край является микромоделью России. Все тенденции, характерные для России, проявляются и на енисейском меридиане. В 2002 году численность населения в регионе составила 2966 тыс. человек, в 2006-м – 2906 тыс. человек. Смертность превышает рождаемость в 1,6 раза. Однако убыли нет уже в течение 10 лет, так как много людей въезжает в город (миграция).

IV. Закрепление новых знаний

Учитель: Давайте посмотрим на изучаемый вопрос с другой стороны. Как к нестабильности численности населения России относятся правительство и президент?

Ученик, работающий в интернете, предлагает учащимся свежую информацию – выступления руководства страны о проблемах демографии.

V. Итоги, инструктаж о домашнем задании

Учитель: Подведем итоги урока. Весь класс работал добросовестно, с интересом, особенно отличились ученики, которые стали соавторами сегодняшнего урока.

Домашнее задание: прочитать § 11, стр. 45-47, приготовить ответы на вопросы №№1, 2 на стр. 50, выучить новые понятия. Подумать, в чем смысл высказываний М.В.Ломоносова, предложенных вам на стр. 51 учебника.

Елена ХОРОВЕНЬКО, учитель географии средней школы №101 с углубленным изучением математики

и информатики, Железногорск, Красноярский край

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте