Модульная технология относится к группе личностно ориентированных, призванных создать условия для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся, учета и развития их индивидуальных особенностей. Она возникла как альтернатива традиционному объяснительно-иллюстративному обучению. Отечественная и зарубежная практика показывает перспективность модульного обучения. Остановимся на месте модульной технологии среди других педагогических технологий, сущности модульного обучения и его преимуществах перед традиционным обучением, на условиях перехода, конкретных шагах учителя и порядке введения данной технологии в учебный процесс, а также на возможных ошибках учителя при переходе на нее.
Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с определенной долей помощи) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем.На наш взгляд, модульное обучение обладает целым рядом преимуществ перед традиционным обучением:- гарантированность достижения результатов обучения;- паритетные отношения учителя и обучающихся;- возможность работы в индивидуальном темпе;- возможность работы обучающихся в парах, группах;- возможность делового общения с товарищами;- раннее предъявление конечных результатов обучения;- «мягкие» формы контроля в процессе усвоения содержания учебного материала.К ведущим принципам модульного обучения можно отнести принципы:- модульности;- структуризации содержания обучения на обособленные элементы;- динамичности;- деятельности;- гибкости;- осознанной перспективы;- разносторонности методического консультирования- паритетности.Принцип модульности предполагает цельность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде блоков-модулей, внутри которых учебный материал структурируется в виде системы учебных элементов. Из блоков-модулей как из элементов конструируется учебный курс по предмету. Элементы внутри блока-модуля взаимозаменяемы и подвижны. Освоение учебного материала происходит в процессе завершенного цикла учебной деятельности.Остановимся на характеристике двух важнейших компонентов модульной технологии обучения.Первым компонентом является модульная программа. Она составляется учителем. В ней прописываются цели обучения и последовательность изучения каждой темы (последовательность уроков). Следует особо отметить, что модульная программа не конспект урока или планирование учебного материала учителем, это программа деятельности учащегося по изучению определенной темы.Представим последовательность действий учителя по составлению модульной программы:1. Выделение основных научных идей того или иного учебного курса. Например, в курсе «Общая биология» (10‑й класс) можно выделить следующие идеи:- биополимеры – основа строения и жизнедеятельности всех живых организмов;- клетка – элементарная биологическая система;- метаболизм – коренное отличие живых существ и др.2. Формирование вокруг основных идей курса определенных блоков учебного материала. Например, в том же курсе «Общая биология» (10‑й класс) вокруг перечисленных нами выше идей выделяются следующие блоки:- химическая организация живого;- строение и функционирование клетки;- обмен веществ и энергии и др.3. Определение комплексной цели обучения для учащихся и ее формулирование. Она записывается перед содержанием каждого учебного блока.4. Отбор содержания учебного материала и приемов учебной деятельности по овладению им.5. Распределение содержания по урокам с учетом исходного уровня владения учебным материалом (входной контроль), блока информации (теоретического материала темы), необходимости отработки содержания обучения (семинары, практикумы, лабораторные работы и т. п.), необходимости контроля усвоения знаний (итоговый контроль) и коррекции ошибок в усвоении содержания обучения.6. Подбор литературы для учащихся с указанием перечня обязательной и дополнительной литературы.7. Написание модульной программы и ее распечатка для каждого ученика.В качестве второго компонента модульной технологии охарактеризуем модульный урок – именно модульные уроки объединяются в модульные программы (но это не значит, что все уроки в модульной программе должны быть модульными). Приступая к разработке модульного урока, необходимо помнить, что он должен продолжаться не менее двух академических часов (в условиях профильного обучения практически все уроки сдвоенные). При составлении плана модульного урока, на наш взгляд, учитель может придерживаться следующего алгоритма:- формулировка темы урока;- определение и формулировка цели урока и конечных результатов обучения;- разбивка учебного материала на отдельные логически завершенные учебные элементы (УЭ) и определение цели каждого из них;- подбор необходимого фактического материала;- определение способов учебной деятельности обучающихся;- отбор форм и методов преподавания и контроля;- составление модуля данного урока, его распечатка.Каждый учебный элемент модульного урока – это шаг к достижению интегрирующей цели урока, без овладения содержанием которого цель не будет достигнута. Учебных элементов (УЭ) не должно быть много (максимальное количество – 7), но обязательны следующие элементы:УЭ-0 – направлен на определение интегрирующей цели по достижению результатов обучения;УЭ-1 – включает задания по выявлению уровня знаний по теме, задания, направленные на овладение новым материалом, и т. д.;УЭ-2 и т. д. – отработка учебного материала;УЭ-п (где п – номер последнего учебного элемента) – включает выходной контроль знаний, подведение итогов занятия (оценка степени достижения целей урока), выбор домашнего задания (оно должно быть дифференцированным с учетом успешности работы учащегося на уроке), рефлексию (оценку своей работы с учетом оценки окружающих).Таким образом, в ходе модульного обучения осуществляется целенаправленное формирование и развитие приемов учебной деятельности. Учебное содержание здесь средство для достижения целей этого важнейшего процесса.В соответствии с программой изучения биологии в качестве профильной дисциплины на курс «Общая биология» в 10‑м классе отводится 136 часов (4 часа в неделю).Далее в качестве примера мы приводим разработку первого модульного урока по разделу «Закономерности наследственности» (10‑й класс, биология) для классов естественно-научного профиля. Согласно программе на изучение «Закономерностей изменчивости» приходится 22 часа, значит, полная модульная программа изучения данного раздела состоит из 11 модульных уроков (технологических карт).На уроках при изучении данного раздела обучающиеся работают с учебником: Биология. Общая биология: учебник для 10‑11 кл. общеобразоват. учреждений: профильный уровень: в 2 ч. / под ред. В.К.Шумного, Г.М.Дымшица. – М.: Просвещение, 2013. – Ч. 1. – 303 с.В качестве примера приведем разработку первого модульного урока по разделу «Закономерности наследственности» (10‑й класс, общая биология) для классов естественно-научного профиля (см. таблицу).Олег ПЕТУНИН, заведующий кафедрой естественно-научных и математических дисциплин Кузбасского регионального ИПК и ПРО, д. п. н, профессор, отличник народного просвещения, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-1996
Комментарии