Наверное, каждый из наших коллег, анализируя свою профессиональную деятельность, задавал себе множество вопросов: чем поделиться с коллегами, о чем и как рассказывать, с чего начать, какую тему выбрать? И мы не исключение. Возвращаюсь мысленно к началу нашей педагогической деятельности. С самых первых уроков перед нами стоял вопрос: как научить всех? Всех: очень способных и не очень, усердных и ленивых, холериков и меланхоликов, сангвиников и флегматиков…С той поры прошло более 20 лет, в течение которых мы искали ответ на заданный себе вопрос. В основу ответа на этот вопрос ставим слова Адольфа Фридриха Дистервега: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить».
Действительно, практика жизни показывает, что в настоящее время куда важнее умение решать реальные жизненные проблемы и самостоятельно работать с информацией, чем иметь определенный набор правил языка, исторических фактов, физических законов, математических формул и так далее. Никто не отрицает важности наличия этих знаний, но происходящие сегодня изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования.Государственные образовательные стандарты нового поколения устанавливают личностные, метапредметные и предметные требования к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования. Современный этап развития образования характеризуется интенсивным поиском нового в теории и практике. Одной из технологий, способной решить задачи, поставленные в новых стандартах, является технология интегрированного обучения. Интеграция ориентирована на подготовку выпускника к жизни в современном обществе, к достойному выбору собственной жизненной и профессиональной позиции; способствует развитию креативности, коммуникативных способностей.Интегрирование по форме – это технология, позволяющая решить проблему разобщенности предметов. Согласно классификации тенденций развития образовательных технологий интегрированный урок относится к группе технологий «воспитания в процессе жизни», которая представляет собой стремление уйти от школярского подхода к образованию, крайней дифференциации предметного обучения и привести его в естественную органическую связь с жизнью.Методика интегрированного обучения имеет цели помочь учащимся:- научиться познавать;- научиться делать;- научиться работать в коллективе.Преимущества интегрированного урока: пробуждает интерес к предмету, снимает напряженность, неуверенность, помогает сознательному усвоению подробностей, деталей.Интеграция позволяет формировать новый, интерактивный, способ мышления современного ученика. На интегрированном уроке обучающиеся получают глубокие и разносторонние знания, используя информацию из разных предметов, совершенно по-новому осмысливая события, явления. На интегрированном уроке есть возможность для синтеза знаний, формируется умение переносить знания из одной отрасли в другую. В результате достигается целостное восприятие действительности как необходимой предпосылки естественно-научного мировоззрения. Именно на этих уроках в большей мере происходит формирование личности творческой, самостоятельной, ответственной, толерантной.Математика проникла практически во все сферы человеческой деятельности. Развитие современной науки, производства, информационных технологий невозможно без применения математических знаний. Поэтому большое значение имеет демонстрация учащимся уже в школьном курсе взаимосвязей математики с другими дисциплинами.У нас есть опыт в проведении интегрированных уроков.Интеграция математики и природоведения: «Лес».Дидактическая цель урока была посвящена повторению и обобщению знаний по природоведению и совершенствованию вычислительных навыков по математике, которые отражают связь отдельных частей мира как системы. Интеграция как цель обучения дает ученику те знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как системы, учит его представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны.Интеграция математики и биологии: «Путешествие в мир цветов и математических задач».Большое внимание на уроке уделено развитию коммуникативных навыков, культуре межличностных отношений: корректности, коммуникабельности, умению работать фронтально, в группах, индивидуально. Оптимальная работоспособность учащихся на уроке достигалась путем чередования разных видов учебной деятельности на различных этапах урока. Обращалось внимание и на эмоциональный фон урока: элементы неожиданности, ассоциации, эмоциональные разрядки, да и просто похвала учащихся за правильные ответы создавала ситуацию успеха, дети чувствовали себя комфортно на уроке, проявляли активность. Все это обеспечило предупреждение перегрузки учащихся.Интеграция математики и химии: «Решение задач на растворы и сплавы».Данный урок посвящен решению задач, традиционных для школьных курсов математики и химии на растворы и сплавы. Одни и те же задачи мы решали двумя способами и, естественно, получали одни ответы. В заданиях ЕГЭ по математике и химии часто встречаются проценты, при этом в первой части заданий требуется получить только правильный ответ. Подобные уроки дают возможность раскрывать взаимосвязи между предметами, сопоставлять различные варианты к решению задач, позволяют ученику выявлять свои сильные стороны. Имею рецензию на разработку интегрированного урока химии и математики в 11‑м классе по теме «Решение задач на сплавы и растворы». Урок обобщает педагогический опыт, обеспечен информативно и может быть использован педагогами в работе в 11‑м классе на интегрированных уроках. Урок рекомендован к использованию в образовательных учреждениях среднего образования.Интегрированный предпрофильный элективный курс.Переход старшей школы на профильное обучение также ставит задачу сознательного, отвечающего склонностям и потребностям учащихся выбора профилирующего направления в выпускном классе основной школы и создает базу для ориентации обучающихся в мире современных профессий. Реализации этой задачи должны способствовать курсы по выбору (элективные), ориентированные на содержание профиля обучения старшей школы. Часто можно отметить, что проблемы в усвоении одного предмета приводят к затруднениям в другом. В 2013‑2014 учебном году велся элективный курс «В химии столько истины, сколько в ней математики». Он предназначен для учащихся 11‑х классов на этапе профильной подготовки. Интегрированный элективный курс направлен на формирование структурно-логического мышления школьников на уроках математики и химии. Курс наглядно иллюстрирует практическое применение математических знаний при изучении химии, что является актуальным для учащихся в рамках внедрения новых ФГОС. Он призван развивать интерес к естественно-математическим наукам, формировать научное мировоззрение, расширять кругозор учащихся, показывать связь математической и химической наук, а также способствовать сознательному выбору дальнейшего профиля обучения. Элективный курс демонстрирует примеры применения математических знаний для обработки результатов наблюдений и экспериментов, проведенных самими учащимися.Основной целью введения интегрированного элективного курса является развитие сотрудничества педагогов и формирования у учащихся метапредметных умений, а также убеждения целостности научного познания. Интеграция дает возможность формировать знания об окружающем мире и его закономерностях в целом, преодолев дисциплинарную разобщенность научного знания, а также усилить внутрипредметные и межпредметные связи в усвоении рассматриваемых дисциплин.В арсенале наших инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность.Исследовательская деятельность открывает новые возможности для создания интереса ученика как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному.Поэтому наши ученики ежегодно принимают участие в школьной конференции, представляя исследовательские работы.Мы надеемся, что реализация требований новых стандартов образования позволит учащимся быть готовыми к учебе и жизни в современном информационном обществе. Главное! По каким бы стандартам ни учился ребенок, любовь и внимание учителя необходимы ему, для того чтобы он был счастлив, успешен в учебе.Наталья ЧЕРНОВА, учитель математики; Любовь ЛЕОНТЬЕВА, учитель химии и биологии, жуковская средняя общеобразовательная школа №22, с. Жуковское, Песчанокопский район, Ростовская область
Комментарии