В результате колоссальных изменений во всех сферах жизнедеятельности человека (как социальных, так и профессиональных) образование неизбежно меняет и статус, и содержание. Важно, чтобы современное образование ориентировалось не на формирование в человеке отдельных его возможностей, полезных для производства, а на воспитание человека как творческой личности, которая имеет свой личностный мир. В этих условиях процесс образования творческой личности развивается креативно.
Студенты и обучающиеся должны не столько обучаться преподавателями, сколько самостоятельно образовываться и саморазвиваться по тем направлениям, по каким требуют их творческие способности.Преподаватели политехнического колледжа №31 в учебном процессе применяют новые образовательные технологии с использованием мультимедийных средств обучения, например, преподаватели физики и литературы разработали интегративный курс, считая, что, изучая законы природы, мы входим в мир искусства, направленный на формирование исследовательского подхода к изучению литературы и физики, познанию окружающего мира. На наш взгляд, необходимо расширить границы эстетического воспитания студентов и обучающихся колледжа. Красота науки, как и искусства, отражает гармонию мира.На занятиях мы пытаемся развить у наших студентов и обучающихся познавательную, коммуникативную, языковую, информационную, культуроведческую компетенции. Формирование таких компетенций происходит при изучении любой темы интегративного курса, поскольку все виды компетенций взаимосвязаны. Содержание интегративного курса ориентировано на синтез языкового, речевого, мыслительного, логического и духовного развития студентов и обучающихся.В современном образовательном процессе мы считаем важным выделить:- актуализацию ранее полученных знаний и проявление интереса к изучаемой теме с помощью точно подобранных и эстетически выразительных отрывков из литературных произведений;- нравственно-эстетические проблемы науки в художественной литературе;- язык науки в литературе и поэзии, красивые физические сюжеты в описаниях природы на интегративных занятиях;- эстетику обобщенных умений и навыков работы студентов и обучающихся с литературой.Пытаясь ответить на вопрос, сколько физики в лирике, мы пришли к выводу о том, что язык этих наук емкий, яркий, образный.Известные поэты Серебряного века – Валерий Брюсов, Андрей Белый, Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Сергей Городецкий и другие – опирались в своем литературном и поэтическом творчестве на основы наук, имели твердый и ясный взгляд на жизнь:Просторен мир и многозвучен,И многоцветных радуг он,И вот Адаму мир поручен,Изобретателю имен.Назвать, узнать, сорвать покровыИ праздных тайн, и ветхой мглы -Вот первый подвиг. Подвиг новый -Живой земле пропеть хвалы.В настоящее время большое значение мы придаем исследовательской работе, обращая при этом внимание на красоту явления, закона или теории и математического их выражения. Художественная литература во многих случаях помогает полнее раскрыть все связи, красоту и неповторимость физических явлений в природе, делая восприятие тоньше и шире, позволяет глубже понять их.Изучая творчество Александра Николаевича Островского, можно обратить внимание студентов и обучающихся на физическое явление «гроза» – опыт с электрофорной машиной наглядно продемонстрирует это явление. А пейзажный фон пьесы «Гроза» даст определенный эмоциональный настрой, позволяющий по контрасту острее почувствовать душную атмосферу жизни калиновцев.Важен для понимания пьесы образ Кулигина, мечтавшего отыскать вечный двигатель – перпетуум-мобиле. Целесообразно пояснить студентам и обучающимся, что с точки зрения физики изобретение вечного двигателя первого и второго рода не представляется возможным.На наш взгляд, полезно и с эстетической точки зрения проводить на занятиях сравнительный анализ предвидений не только писателей-классиков, но и писателей-фантастов, которые уже осуществились (например, «Из пушки на Луну» Жюля Верна, «Гиперболоид инженера Гарина» Алексея Толстого). Прогнозирование достижений науки благотворно влияет на развитие творческих способностей студентов и обучающихся.Демонстрируя учебные физические опыты, мы пришли к выводу, что красота эксперимента обладает мощным воспитательным и познавательным потенциалом, правильно подобранные литературные произведения помогают заинтересовать студентов и обучающихся, вызвать у них намерение разобраться в некоторых физических явлениях, которые можно наблюдать в повседневной жизни.Перед преподавателями интегративного курса стоит задача воспитания внимательного отношения к слову. Кропотливая работа с текстом не только обеспечивает образовательный процесс, но и духовно, нравственно развивает студентов и обучающихся. Каждое произведение имеет большое значение в формировании жизненного опыта и моральных ценностей личности.Читая книги и сопереживая их героям, читатель обогащает свой личный опыт. Уметь читать – значит научиться думать над прочитанным. Разрабатывая интегративный курс, мы старались, чтобы студенты и обучающиеся не оставались пассивными слушателями, чтобы у них развивались филологические и познавательно-исследовательские способности. Например, читая произведения Н.В.Гоголя, мы обращаем внимание на использование тропов: улыбка появляется у всех, когда вспоминаем эпизод с летающими варениками из повести «Вечера на хуторе близ Диканьки». Анализируя со студентами и обучающимися категории одушевленности и неодушевленности в произведениях Гоголя, мы предлагаем в качестве эксперимента под названием «Физики и лирики на кухне» выполнить следующий опыт – сварить вареники. Ребятам предстояло ответить на вопрос с точки зрения физики: почему вареники всплывают при варке? В ходе эксперимента необходимо было вспомнить и о физическом процессе «кипение».Многие темы курсов «Языкознание» и «Физика» пронизаны глубоким познавательным, воспитательным и эстетическим содержанием. С этой точки зрения интересна тема «Звук». Звук сопровождает каждого из нас с рождения на протяжении всей жизни. Николай Гоголь говорил: «Не знаю, в какой другой литературе показали стихотворцы такое бесконечное разнообразие оттенков звука, чему отчасти, разумеется, способствовал сам поэтический язык наш». У каждого поэта свой стих, свой особенный стиль, звучание:О сколько нам открытий чудныхГотовит просвещенья дух.И опыт, сын ошибок трудных,И гений, парадоксов друг,И случай, бог изобретатель…По нашему мнению, в основе любого литературного произведения лежат гармония, ритм и своя особенная мелодия. В интегративном курсе мы используем музыкальное сопровождение, которое способствует эмоционально-эстетическому воспитанию студентов и обучающихся, помогает им прослеживать взаимосвязь и взаимовлияние дисциплин. Через музыку познаются глубина поэтической мысли, красота художественных образов, формируется внутренний мир мыслящего и творческого человека.Для демонстрации иллюстрированного материала – изобразительного и музыкального, для повышения эффективности интегративного курса мы использовали мультимедийные технологии. Таким образом, у нас накапливался собственный опыт по формированию исследовательского подхода к изучению литературы и физики, мы можем продемонстрировать возможности эстетического воспитания. На наш взгляд, интегративные уроки вносят определенный вклад в никогда не прекращающийся процесс совершенствования преподавания.Элла КУДРЯШОВА, Ольга ЗОЛОТОВА, преподаватели политехнического колледжа №31
Комментарии