В Саратове завершился региональный конкурс «Учитель года-2013». Профессиональный конкурс проводится в области уже 22 года и каждый раз становится весомым поводом привлечь внимание общества к проблемам образования и воспитания подрастающего поколения, заглянуть в будущее региона. Учредители конкурса – Министерство образования и областной комитет Профсоюза работников народного образования и науки, а в его организацию и проведение были вовлечены члены правительства, депутаты областной Думы, представители общественных организаций. В конкурсе приняли участие 37 педагогов из 34 районов, в финал вышли 11.
Заключительный этап состязаний состоялся на базе старейшего учебного заведения – гимназии №1 Саратова, где финалистов приветствовали министр образования Марина Епифанова и председатель обкома профсоюза Николай Тимофеев. Марина Анатольевна подчеркнула значимость мероприятия в период реформы образования и поиска лучших методов обучения, а Николай Николаевич пожелал всем удачи и хорошего настроения, торжественно заключив: «Пусть победит сильнейший!»Праздничным и ярким было знакомство с участниками конкурса на презентации. Учитель истории и обществознания средней школы поселка Петровский Краснопартизанского района Ольга Дундина рассказывала о родном степном крае и увлечении этнографией, которое разделяют ученики, о своей учительской династии, которой около 120 лет! По натуре оптимист, Ольга Владимировна с болью говорила о закрывшихся сельских школах, вместе с которыми из деревень уходит жизнь. Процесс вроде бы приостановлен, но в саратовской глубинке проблема еще не потеряла остроту.В любви к своей профессии и родной природе признавалась и учитель биологии с семнадцатилетним стажем из школы №3 Красноармейска Алла Викторовна Юмагулова, которая тоже продолжает педагогическую династию. Она участник многочисленных турслетов, акций за чистоту окружающей среды.Учитель русского языка и литературы, почетный работник образования Светлана Евгеньевна Гузенкова в школе №8 города Новоузенска уже 31 год, причем 10 из них она провела в качестве ученицы. В этой школе до сих пор преподает ее классная руководительница Галина Федоровна Лопухова. На финал областного конкурса приехали выпускники Светланы Евгеньевны и ее сын Кирилл, которые рассказывали об интересных школьных годах и благодарили свою учительницу.Почти художественным оказался документальный фильм, посвященный преподавательской и внеклассной работе учителя истории гимназии №87 Саратова Романа Овсенева. Вот он в классе, вот на лыжне с ребятами, за шахматами, в семье с ребенком, вот спускается по школьной лестнице и шутит над собой, острит, а вот на сцене в шляпе и с саксофоном… Зал и жюри, похоже, уже влюбились в обаятельного, разносторонне увлеченного педагога.Мастер-класс Романа Юрьевича тоже понравился не только многочисленным членам жюри, но и «чужим» болельщикам. Учитель истории анализировал эмоциональную окраску и побудительную силу писем с фронта, листовок, приказов, речь зашла даже о музыке слова – на уроке прозвучали отрывки военных песен, тут же подхваченных учениками. Разговор плавно перешел к силе примера описанных в газетах военных лет подвигов, к значимости патриотического воспитания. Овсенев считает, что такие занятия выходят за рамки программы, помогают в формировании мировоззрения школьников.Учитель математики школы села Николаевка Федоровского района Лариса Владимировна Ревенко ознакомила участников конкурса с разработанным ею сценарием внеклассного занятия по подготовке учеников к олимпиаде. Она учит ребят искать нетрадиционные способы решения задач, выдвигать самые неожиданные идеи. На ее мастер-классе ученикам было предложено так трансформировать простейшее уравнение «дважды два», чтобы результат не равнялся традиционным четырем. «Ребята» (их роль также взяли на себя участники конкурса) перевернутые двойки превращали в пятерки, используя зеркальное отражение, применяли четверичную систему, всего предложили шесть вариантов. В мозговой штурм включились даже зрители, таким увлекательным оказалось занятие по математике.Учитель географии школы №2 Калининска Оксана Владимировна Чулкова предложила определить экологически безопасные источники энергии на территории Саратовской области. А когда ученики назвали энергию ветра и солнца, раздала материал для постройки «экодома». Буквально через несколько минут два макета были готовы. Вспомнили, что в Саратовской области на территории Александрово-Гайского района уже пытались реализовать проект «умного дома», заспорили о том, как создать накопитель энергии на период отсутствия солнца.У Ольги Мирошниченко, словесника из лицея математики и информатики Саратова, внеклассное занятие имело психологический уклон. Дело в том, что Ольга Юрьевна психологией увлекается всерьез, даже написала и выпустила книгу по этой теме. Как невезучему человеку стать удачливым? Как неурядицы и неприятности в своей жизни обернуть к успеху? Как наладить контакт с окружающими и обрести единомышленников? По мнению учителя, нужно научиться «заколдовывать» слово – применять нужную интонацию, вызывать доверие собеседника и многое другое.Геннадий Петрович Савостин, учитель ОБЖ с 17‑летним стажем, на мастер-классе предложил поиграть: именно так дети лучше усваивают информацию. Задание двум командам: представить, что оказались на необитаемом острове, и изготовить из подручных материалов орудия труда для добычи пропитания. Из заколок, прикрепленных к палке, получилась удочка, с помощью тесемки сделали рогатку, а ремнем новоявленные робинзоны решили сбивать плоды с высокого дерева и отбиваться от зверя. Геннадий Савостин в школе ведет многие кружки и считает, что умение не растеряться в чрезвычайной ситуации, мастеровые навыки очень пригодятся в жизни.После мастер-классов, на которых многие конкурсанты делали пометки в блокнотах, чтобы использовать понравившиеся элементы у себя на уроках, учителя единодушно говорили о том, что чувствовали себя не конкурентами, а командой единомышленников. Атмосфера конкурса понравилась всем именно дружелюбием: «ученики» всячески поддерживали учителя, создавали эмоциональный настрой, с готовностью бежали за ватманом и карандашом, а главное – активно включались в работу. И даже в сложнейшем испытании – открытой дискуссии, посвященной проекту нового педагогического стандарта, конкурсанты не столько противопоставляли свои мнения, сколько дополняли друг друга. В общем, получился красивый и добрый профессиональный праздник.А завершился он в Большом зале правительства Саратовской области, где исполняли номера детские коллективы – музыкальные, танцевальные, хоровые. Одиннадцать лауреатов поднялись на сцену, партер и даже балкон заполнили приехавшие поддержать своих кандидатов учительские коллективы. И вот торжественная минута награждения трех победителей. Награду за третье место учителю математики из Николаевки Ларисе Владимировне Ревенко вручает член жюри, победитель областного конкурса «Учитель года-2011» и всероссийского этапа, обладатель Малого Хрустального пеликана Татьяна Усова. Серебряный призер, учитель ОБЖ из Энгельса Геннадий Савостин, награду получил из рук председателя областной Думы Владимира Капкаева. Конверт, в котором значилось имя главного победителя, а им стал Роман Русланович Овсенев, вскрыл губернатор области Валерий Радаев, который с удовольствием поздравил педагога и отметил растущий престиж конкурса. Роман Русланович в течение года будет получать ежемесячную стипендию имени народной учительницы СССР Веры Александровны Александровой, учрежденную Саратовским обкомом профсоюза. А кроме того, ему предстоит побороться за Хрустального пеликана на всероссийском этапе конкурса «Учитель года».Саратовская область
Комментарии