В этом учебном году мы открыли для себя такой новый вид деятельности, как мультипликация, и стали вместе с детьми создавать мультфильмы.
Всюжет одного из мультфильмов, который мы создавали, легла русская народная сказка «Колобок». Почему русская народная сказка, почему именно «Колобок»? Дело в том, что современные дети, к сожалению, не знают сказок, не могут передать их содержание, изложить последовательность событий, не могут пересказать диалоги, которыми наполнена русская народная сказка. А ведь сказка – это сокровище народной мудрости. Сказка для ребенка, как сновидение для взрослого, мост между сознательным и бессознательным. Она помогает ребенку строить свое собственное «я», свою сознательную часть, в гармонии с бессознательной.
Что такое мультипликация? В Словаре современного русского языка Л.Лопатиной и В.Лопатина говорится, что это «киносъемка рисунков или кукол, изображающих отдельные моменты движения, а также фильм, полученный такой съемкой». В мультфильмах, которые делают профессионалы, частота смены движений насчитывает 24 кадра в секунду. Для нашего мультфильма, который длился чуть больше минуты, потребовалось выполнить 250 фотографий детских рисунков (около 4 кадров в секунду). Создание мультфильма довольно долгий путь, содержащий в себе несколько разных по уровню сложности этапов, но все эти этапы интересны детям: чтение сказки, рисование, игра с персонажами, работа с фотоаппаратом и компьютером. Пройдя весь этот долгий путь от распределения ролей до озвучивания героев на экране, рисуя, снимая, передвигая по несколько раз фигурки главных героев, каждый ребенок мог рассказать не только содержание сказки, но и сделать вывод о том, какой урок добрым молодцам она несет. Ведь ученики прошли весь путь познания сказки самостоятельно. Наши ребята, создавая мультфильм, работали в группе – практически самостоятельно, каждый мог проявить себя и позиционировать в кругу сверстников. Говоря о деятельностном подходе, который реализуется в деятельности детей при создании мультфильма, вспомним слова Конфуция: «Я слышу, и я забываю.
Я вижу, и я помню.
Я делаю, и я понимаю».
Начиная эту работу с детьми, помимо получения красивого результата в виде мультфильма мы ставили перед собой задачу формирования универсальных учебных действий. Какие же УУД формируются в этом виде деятельности? В первую очередь личностные. Ведь ребенок может примерить на себя несколько социальных одежд. Он может про себя говорить:
Я – ученик.
Я – одноклассник.
Я – художник.
Я – режиссер.
Я – диктор.
Я – сценарист.
Дети учатся планировать свою деятельность, прогнозировать, контролировать работу каждого в группе и свою собственную, распределять между собой обязанности, оценивать деятельность себя и других, а это не что другое, как формирование регулятивных УУД. При чтении, обсуждении, работе с текстом сказки формируются познавательные, а в большей степени и коммуникативные УУД. Ученики, работая в группах, учатся общаться, договариваться, «обходить острые углы», овладевать дикторскими способностями, монологической речью без морфологических и синтаксических искажений норм русского языка.
Наш мультфильм без преувеличений получился замечательным! В восторге от собственного продукта были и дети, и их родители, понравился он и учителям, приходящим в нашу школу на курсы и семинары. Работая вместе, сообща, ребята открыли для себя новые достоинства своих одноклассников, сдружились. Лев Выготский говорил о совместной работе детей: «То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно».
Задача современных учителей – им всегда с радостью в этом помогать!!!
Комментарии