Когда-то, когда я, молодая мама, очень боялась совершить невосполнимые ошибки в общении с собственными детьми, мне на глаза попалась книга Р. Кэмпбелла “Как на самом деле любить детей”. Прочитав ее, я навсегда стала поклонницей педагогического таланта этого мастера. Как просто и доступно он “разложил все по полочкам”. Как, оказывается, легко и весело можно воспитывать детей.
Почему же тогда мы “ломаем” их, корежим их психику, выхолащиваем души и теряем. Теряем на личностном, государственном и теперь уже на генетическом уровне. Это не декларации.
Я преподаю гуманитарные дисциплины в Челябинском техникуме текстильной и легкой промышленности. По моим наблюдениям, еще семь – десять лет назад в учебной группе студентов из неполных семей было 5-10 процентов. Сейчас эта цифра выросла до 30-40. Неблагополучная каждая вторая семья.
Думаю, сегодня проблема не в трудных детях, а в трудных родителях. Семья безнадежно сдает свои позиции и в системе созидателя личности занимает одно из последних мест.
На вечный философский вопрос – кто виноват? – конечно, нет сиюминутного ответа. А начинать, наверно, надо с себя, с желания остановить развитие этого негативного процесса.
Чтобы запустить ракету в межпланетное пространство или корабль – в открытое море, нужны специалисты, профессионалы. А выпустить человека в жизнь? Этим зачастую занимаются педагогически и психологически безграмотные родители.
Кто же научит наших детей мастерству родителя? Семейная жизнь, само родительство. Но иногда бывает слишком поздно догонять безвозвратно ушедшее время.
Идея ввести в программу по основам социологии тему “Социализация личности в период детства и роль семьи в воспитании ребенка” возникла в результате размышления над этими проблемами.
От занятия к занятию работа приобретала все более четкие черты, системность, логику. И сегодня это уже апробированная на практике педагогическая технология освоения студентами знаний и навыков семейной педагогики.
Основные темы я разбиваю на несколько этапов.
Первое занятие посвящаю изучению возрастных особенностей развития психики ребенка и влиянию семьи на формирование личности. Применяю прием эвристической беседы и постановки проблемной ситуации. В результате приходим к выводу, что в детстве ребенку необходимы традиционность семейных отношений, домашнее тепло, терпение мамы и папы, их понимание и любовь. Ведь это создает ощущение защищенности и формирует адекватную самооценку. Студенты понимают, как важен этот период в формировании характера будущего взрослого и как необходимо семье об этом помнить.
В конце занятия они получают задание для самостоятельной работы. Каждый готовит сообщение на волнующую его тему. Предлагаю воспользоваться как рекомендуемой мной литературой, так и собственными источниками.
На следующем уроке моя задача состоит в том, чтобы создать благоприятный микроклимат для искреннего разговора. Говорят в основном студенты. Я только направляю течение беседы и помогаю делать объективные выводы. Мы обсуждаем средства и элементы грамотного общения с детьми. Решаем психологические задачи. Например, как вернуть домой с улицы заигравшегося ребенка? Чем заменить традиционную фразу “подрастешь – поймешь”? Как успокоить капризничающего малыша? Будущие родители хотят говорить и на актуальные “больные” темы. Например, как уберечь ребенка от алкоголизма, наркотиков, агрессивной рекламы. Вредны ли современные электронные игрушки. Как воспитать его любознательным, привить желание учиться, вырастить добрым, честным, самостоятельным. Главное – как научиться понимать и уважать его желания и потребности. Мы знакомимся с традиционными и современными подходами в воспитании. Учимся в обыкновенном видеть необыкновенное. Сравниваем различные точки зрения, сопоставляем, обобщаем, делаем самостоятельные выводы. Отвечаем, например, на такие вопросы: умеют ли дети играть, делают ли они назло, какими способами пытаются вызвать к себе интерес взрослых и т.д. Одним словом, вооружаемся методикой семейного воспитания.
На завершающем этапе ставлю педагогическую задачу высшего уровня – перенос полученных знаний из одной области в другую и развитие творческого потенциала личности. Студентам предлагается полная свобода выбора темы, формы, жанра творческой работы на изученную тему.
Так рождаются стихи о маме, старшей сестре; “Разговор с еще не родившимся ребенком”, “Родительское собрание”, “Что я хочу сказать взрослым”; сказки “Зачем человеку детство” или “Сказка о потерянном детстве”. Проводятся социологические опросы и исследования “Ранний брак – хорошо это или плохо?”, “Аборт или неполная семья?”; изготавливаются детские игрушки из подручного материала и т.д. Интерес к заданной теме не проходит еще долгое, долгое время. А знания, полученные на уроках социологии, благополучно переносятся в жизнь.
Татьяна КАРПОВА
Челябинск
Комментарии