search
main
0

Сказки ХХ века Урок в 5-м классе

Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.
Авторская сказка. А где ее истоки? Цель этого урока – воспроизводство знаний о фольклоре, систематизация знаний о сказках, выявление связи: фольклор – авторская сказка.
Выставка книг: 1) Сказки народов мира; 2) Русские народные сказки; 3) Сказки А.С.Пушкина, В.А.Жуковского, К.Г.Паустовского, А.П.Платонова; 4) Сказки Д. Родари, Д. Даррелла. Также использованы репродукции картин.
Учитель: Русский фольклор. Эти слова уже понятны ребятам вашего возраста. Речь идет об устном народном творчестве, очень богатом и разнообразном по жанрам. Давайте выясним, какие виды фольклора живы до сих пор, хранятся не только в специальных книгах, но и звучат в живой речи.
Русский фольклор, устное народное творчество, включает былины, сказки, песни, заговоры, загадки, пословицы, поговорки, дразнилки, игры.
– А сможем ли мы убедительно доказать, что действительно знаем…
1) Загадки? – Ребята загадывают и отгадывают загадки.
2) Пословицы?
3) Поговорки? – Ребята произносят пословицы и поговорки.
4) Заговоры? – Андрей читает над “махалкой” заговор на удачную рыбалку: “Буди моя рыбица неприкослива, неурослива, иди ко мне, рабу Божию, скоро, беспонятно и бесповоротно, против быстрыя воды, осенния реки, назад не оглядывайся и в сторону не отворачивайся, иди ко мне, рабу Божию Андрею, ежечасно, на утренней заре, в мои железные уды, рыбица налим большеголовый и выстроносица-щука, красная рыбица семга, иди ко мне, рабу Божию Андрею; ко всяк день, и ко всяк на утренней заре, и на вечерней заре, в день под солнцем, а в ночь под месяцем, и под частыми звездами, и под всею окружностью Божиею. Там моим словам ключ и замок, именем Господним, Духом Святым, во веки веков. Аминь. А которое я, раб Божий, слово забыл, запамятовал, то слово мое буди в том же кругу и вострее вострого ножа, булатного топора, быстрее ключевой воды, именем Господним, Духом Святым, во веки веков, аминь, за аминем аминь”.
5) В истории России всегда выделялись очень яркие сочинители и исполнители песен. Песни эти отражали какие-то события в жизни людей, настроения, взгляд на мир. Имена сочинителей не сохранились, песни стали народными. По разным уголкам великой России прошли ученые-фольклористы, записали из уст стариков старинные песни, и сейчас мы исполним две из них.
Ребята исполняют “Как в саду при долине”:
Как в саду при долине
Песню пел соловей.
А я мальчик на чужбине,
Позабыл всех друзей.
Позабыт-позаброшен,
С молодых, юных лет,
Я остался сиротою,
Счастья-доли мне нет.

Вот умру я, умру я,
Похоронят меня.
И родные не узнают,
Где могилка моя.
И никто не узнает,
И никто не придет,
Только раннею весною
Соловей запоет.
Запоет и засвищет,
И опять улетит.
А сиротская могилка
Одиноко стоит.

– Как вы думаете, ребята, кто мог исполнять такую песню? (Сирота).
– А сейчас исполним русскую народную песню про злую, вредную Блоху, это песня-скороговорка.
– Ой да во зеленом во бору,
Да во высоком терему
Да жила барыня-Блоха,
Да злая-злющая голова.
Да захотела раз Блоха
Да в банецке помыцца,
Да призывает Паука
Всем распорядицца.
Тараканы баню мыли,
Комары дрова рубили,
Мухи баню топили,
Мошки щелочь щелочили.
Натопили жарко баню,
Принесли Блоху в диване.
Блоха скок-скок-скок,
Повалилась на полок.
Да со угару Блоха пала,
Да на ушат боком попала.
Да переломила хребет,
Да Блоха стонет и орет:
– О! Изувецилася да искалецилася.
Да побежали Блошки-Мошки
Блохе за лекарством.
Пока бегали они,
Блоха околела.
Жуки яму копали,
Тараканы погребали,
Мухи плакали-рыдали:
– Слава Богу, околела.
Всему миру надоела.
Всему миру надоела,
Все живое переела. Все!

– Ну что же вы, ребята, всех убедили в своем знании жемчужин русского фольклора – загадок, пословиц, поговорок, песен, заговоров? Но основной наш сегодняшний разговор о сказках. Александр Сергеевич Пушкин говорил о сказках: “Что за прелесть эти сказки!..”
Сегодня мы завершим изучение раздела “Сказки русских и зарубежных писателей ХХ века”, а немного раньше мы изучали народные сказки разных народов мира. Нет сомнения, что многие выдающиеся сказочники ХIХ и ХХ веков не создали бы своих изумительных произведений, если бы не знали народных сказок. Давайте послушаем несколько народных и несколько авторских сказок и подумаем о том, что их объединяет.
Звучат сказки в пересказах учеников: 1) “Василиса Прекрасная” – русская волшебная сказка; 2) “Теплый хлеб” – К.Г.Паустовский; 3) “Соловей” – Х.К.Андерсен; 4) “Три ловких сына” – французская народная сказка; 5) “Волшебное кольцо” – А.П.Платонов.
Что объединяет народные и авторские сказки? Что объединяет народные сказки разных народов?
В русском фольклоре принято делить сказки на три вида: 1) волшебные; 2) бытовые; 3) о животных. Сохраняется ли такое деление в авторских сказках?
С самой колыбели мы слушаем сказки. Они учат нас добру, развивают в нас ум. А умеем ли мы сами сочинять сказки?
Ребята считают самостоятельно сочиненные и оформленные в книжки сказки.
Заключительное слово учителя: Сказки ваши, ребята, очень интересны, очень мне понравились. Но как вы думаете, если бы мы не знали народных и авторских сказок, смогли бы сочинить свои?

Самоанализ урока
Данный урок – заключительный в разделе “Сказки русских и зарубежных писателей ХХ века”. Тип данного урока – обобщение изученного материала. При планировании учитывалось трудолюбие учеников, умение петь, желание быть активными в уроке. На уроке одновременно решались образовательные, воспитательные и развивающие задачи. Я считаю, что их комплектность, взаимосвязь были обеспечены. Главной, стержневой была задача развития.
К этому уроку мы подошли с изученным, освоенным материалом. Целью ставилось: воспроизвести знания о фольклоре. Систематизировать знания о сказках. Помочь ребятам в выявлении связи: фольклор – авторская сказка. Поэтому данную структуру урока (воспроизведение знаний русского фольклора – пересказ авторских и народных сказок, аналитическая беседа по ним – чтение собственных сказок – викторина – подведение итогов) считаю рациональной для решения поставленных мною задач. Акцент делался на связь, на преемственность между народной и авторской сказкой. Как метод была использована беседа. Дифференцированный подход осуществлялся при подготовке. Это способствовало тому, что ребята смогли самораскрыться. На уроке ребята показали высокую работоспособность, потому что заранее были подготовлены тетради с материалом по фольклору, повторено содержание сказок. Эта работа делалась ребятами дома под контролем учителя. Психологическая атмосфера общения поддерживалась мною за счет поощрения, сопереживания, активного участия в беседе. Я считаю, что перегрузки не было, было удовлетворение ребят от проделанной работы. Все поставленные задачи реализовать удалось.

Ирина ЕГОРОВА
Хабаровский край

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте