Цель: развивать основы музыкально-эстетического сознания в процессе восприятия классической музыки.
ЗадачиОбразовательные:- закреплять знания об опере и балете как синтетических видах искусства;- ознакомить с фрагментом из оперы Н.А.Римского-Корсакова «Кощей Бессмертный». Развивающие:- продолжать развивать целостное и дифференцированное восприятие музыки;- развивать творческое воображение детей средствами музыки, поэзии и изобразительного искусства;- закреплять умение соотносить свои действия с характером музыки в творческих проявлениях.Воспитательные:- формировать ценностное отношение к культурному наследию;- развивать коммуникативные качества детей в процессе коллективных действий.Методы: наглядные (наглядно-слуховой, наглядно-зрительный: методы демонстрации и иллюстрации), словесные (рассказ, беседа, викторина), практические (импровизированное музицирование, исполнение танцевальной композиции).Тип занятия: комбинированное. Формы организации: фронтальная, групповая, индивидуальная.Средства: дидактический зонтик с портретами композиторов, иллюстрации В.Конашевича к книжному изданию «Сказки о царе Салтане», карточки «Три чуда», аудиозаписи классической музыки, видеозапись балетов «Лебединое озеро», «Щелкунчик», оперы «Кощей Бессмертный», ватман, гуашь, карандаши, цветная бумага, клей, ножницы.Предварительная работаЗнакомство детей с произведениями А.С.Пушкина «Руслан и Людмила», «Сказка о царе Салтане» и операми М.И.Глинки и Н.А.Римского-Корсакова. Знакомство с либретто, музыкой и видеозаписями балетов П.И.Чайковского «Лебединое озеро» и «Щелкунчик». Повторение материала программы старшей группы – содержания музыкальных картин сюиты Э.Грига «Пер Гюнт», создание импровизационного танца под музыку «В пещере горного короля».Ход занятияДети, воспитатель, музыкальный руководитель (далее – педагог) заходят в зал и видят разноцветный зонтик.Педагог: Чей это зонтик лежит у дорожки?Может быть, сказки волшебные в нем?В садик принес его вам как подарокОле-Лукойе, сказочный гном.Почему-то на зонтике Оле-Лукойе я вижу портреты. Вы не подскажете чьи?Дети: Это портреты композиторов: П.И.Чайковского, Н.А.Римского-Корсакова, М.И.Глинки, Э.Грига.Воспитатель: Почему на сказочном зонтике Оле-Лукойе портреты таких почтенных композиторов?Дети (высказывают свои предположения): Эти композиторы написали музыку к сказочным сюжетам. Таким образом, своей музыкой они могут рассказать нам сказки.Педагог: Молодцы, догадались! Итак, отправимся в путешествие по сказкам с помощью волшебного зонта?Дети: Да!!!Звучит пьеса «Полет шмеля» Н.А.Римского-Корсакова. Воспитатель вращает зонтик.Воспитатель: Прислушайтесь, в какую сказку нас приглашает музыка?Дети: В сказку А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане».Педагог: Верно, мы оказались в сказке с длинным и сложным названием «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Кто написал оперу на сюжет этой сказки?Дети: Музыку написал Николай Андреевич Римский-Корсаков (выбирают портрет, помещают его на доску).Педагог: Верно. Николай Андреевич сочинил оперу, полностью бережно сохранив стихи А.С.Пушкина. А по какому музыкальному произведению вы узнали сказку?Дети: Звучал отрывок, который называется «Полет шмеля».Педагог: Какой музыкальный инструмент исполняет главную партию?Дети: Кларнет.Педагог: Да, причем партия эта очень сложная, играть нужно очень быстро. Поэтому исполнять это произведение поручают опытному музыканту, виртуозу. Еще одно из самых знаменитых мест оперы Римского-Корсакова – отрывок под названием «Три чуда». Ребята, вы помните, какие чудеса возникали в городе Леденце?Дети: Белка, 33 богатыря и царевна Лебедь.Педагог: Возьмите, пожалуйста, карточки с изображением этих чудес и объединитесь по желанию в три группы. Каждая группа представит нам стихотворный отрывок об одном волшебном чуде, а также рассказ о музыке, ему посвященной.Дети выбирают группу, совещаются.Педагог: Какое первое чудо?Дети: Белочка.Педагог: Как же пишет А.С.Пушкин об этом чуде?Дети 1-й группы (декламируют отрывок, воспитатель помогает):…Белка песенки поетДа орешки все грызет.А орешки не простые,Все скорлупки золотые…Кучки равные кладетИ с присвисточкой поетПри честном при всем народе:«Во саду ли, в огороде».Педагог: Что вы можете сказать о музыке «Белка»?Дети: Мелодия «Белки» – русская народная песня. Тему исполняет флейта-пикколо, потому что только ее нежный, высокий, звонкий, светлый голос может передать пение волшебной белочки, даже ее «присвисточку».Педагог: Каким было второе чудо в этой сказке?Дети: Богатыри.Дети 2-й группы:…Море вздуется бурливо,Закипит, подымет вой,Хлынет на берег пустой,Разольется в шумном беге,И очутятся на брегеВ чешуе, как жар горя,Тридцать три богатыря,Все красавцы удалые, великанымолодые,Все равны, как на подбор,С ними дядька Черномор.Сначала мы слышим голос трубы, он извещает о том, что идут богатыри. Музыка передает, как море бурлит, как приближаются богатыри: она звучит сначала тихо, потом все громче. А потом богатыри вновь уходят в море – музыка постепенно становится тише.Педагог: Какое было третье чудо?Дети: Лебедь-птица, которая превратилась в красавицу-царевну. Дети 3-й группы:…За морем царевна есть,Что не можно глаз отвесть:Днем свет Божий затмевает,Ночью землю освещает,Месяц под косой блестит,А во лбу звезда горит,А сама-то величава,Выступает, будто пава;А как речь-то говорит,Словно реченька журчит.Сначала мы слышим плеск воды, голос птицы, взмахи крыльев. Затем мелодия становится похожа на русскую песню – это Лебедь превратилась в прекрасную девушку и вышла на берег.Педагог: Молодцы! Все группы отлично справились с заданием. И сейчас мы послушаем этот замечательный разнохарактерный отрывок из оперы.Звучат «Три чуда» Н.А.Римского-Корсакова.Педагог: Вот мы вспомнили о белочке и царевне Лебеди, о богатырях и их военачальнике дядьке Черноморе. Минуточку… Я это имя встречала еще в одной сказке А.С.Пушкина…Воспитатель вращает зонтик.Дети: В сказке «Руслан и Людмила». Там Черномор – злой карлик. Он похитил прекрасную девушку по имени Людмила. Его злая сила заключалась в длинной бороде. Людмилу спас возлюбленный Руслан.Педагог: Кто написал оперу на сказку Пушкина «Руслан и Людмила»?Дети: Михаил Иванович Глинка (выбирают портрет композитора).Педагог: С каким произведением из оперы «Руслан и Людмила» мы знакомились?Дети: «Марш Черномора».Педагог: Да. Вы помните, что образ Черномора композитор раскрывает исключительно оркестровыми средствами? Музыка без пения подчеркивает бездушие, безжалостность чародея. Для того чтобы точнее передать его фантастический, нечеловеческий облик, Глинка даже сочинил неслыханную до той поры музыку. Какой характер музыки?Дети: Музыка марша резкая, угловатая, жестко звучащая. Слышны громкие акценты.Педагог: Вы хотите послушать эту музыку еще раз?Дети: Да!Педагог: Во время звучания марша постарайтесь передать движениями рук характер произведения.Звучит «Марш Черномора» М.И.Глинки. Дети во время прослушивания движениями рук передают характер музыки. Педагог: О чем вам рассказала музыка, какую картину нарисовала? Дети: Мы представили, как Черномор идет, а слуги несут его длинную бороду на подушках. Черномор важно вышагивает, зло смотрит вокруг. Слуги низко склоняются перед ним, боясь рассердить жестокого колдуна.Педагог: Какое музыкальное произведение из другой сказки близко по характеру к этой пьесе?Дети: «В пещере горного короля» Э.Грига (выбирают портрет, помещают его на доску).Педагог: Верно. Искатель приключений Пер Гюнт, убежав от людей, оказывается в царстве троллей. На прошлом занятии вы сочинили замечательный танец под эту сказочную музыку. Слышите – музыка зовет нас вновь танцевать.Звучит пьеса «В пещере горного короля» Э.Грига. Дети и педагоги исполняют импровизационную танцевальную композицию, соотнося движения с изменением средств музыкальной выразительности.Педагог: Молодцы! Замечательный танец у нас получился. А зонтик тем временем зовет нас в новую сказку. Прислушайтесь, в какую?Воспитатель вращает зонтик. Звучит «Тема лебедей» П.И.Чайковского.Дети: Прозвучала музыка из балета «Лебединое озеро» П.И.Чайковского. Музыка лебедей.Педагог: Мы с вами не раз смотрели фильм-балет «Лебединое озеро». Вы помните, что в балете у каждого героя свой язык, но состоит он не из слов, а из движений, положенных на музыку и согласованных с ней. Какие эпизоды вам запомнились и полюбились больше всего в балете «Лебединое озеро»? Какой эпизод вы хотели бы посмотреть сейчас?Дети называют эпизод, описывая при этом эмоциональное состояние героев, характер движений и музыки, а также особенности костюмов, декораций. Просмотр отрывков фильма-балета по желанию детей.Воспитатель вращает зонтик, останавливая на портрете Н.А.Римского-Корсакова.Педагог: Посмотрите, зонтик вновь показывает портрет Н.А.Римского-Корсакова… Я догадалась, он хочет, чтобы я вам рассказала о сказке, которую видела в Мариинском театре Санкт-Петербурга. Мне посчастливилось побывать на оперном спектакле «Кощей Бессмертный». Сказка эта рассказывает о царстве Кощея. Сегодня вашему вниманию я хочу представить музыкальный фрагмент «Ария Кощеевны». Вы увидите в ее замке прислуживающих чудовищ, а также девушек-невольниц, тоскующих по родному дому. Обратите внимание на костюм Кощеевны и догадайтесь, что она делает.Просмотр видеофрагмента «Ария Кощеевны».Дети: Кощеевна варит в огромном котле волшебное зелье.Педагог: Правильно! (Воспитатель вращает зонтик.)Звучит «Марш» П.И.Чайковского из балета «Щелкунчик».Воспитатель: Прислушайтесь, что эта музыка подсказывает нам делать?Дети: Маршировать.Дети под музыку маршируют по залу. Педагог: В какую сказку нас привел этот марш?Дети: «Щелкунчик» Эрнста Гофмана. Музыку для балета написал П.И.Чайковский.Педагог: Верно! Множество красивых и необычных танцев во втором акте этого балета, когда Принц и Мари оказываются в стране со сладким названием «Конфитюренбург». Я приготовила для вас видеозагадку. Посмотрите и назовите эти танцы.Видеовикторина. Дети узнают и называют Испанский танец (Шоколад), Арабский танец (Кофе), Китайский (Чай), Русский трепак (Пряники), Танец пастушков (Леденцы), «Вальс цветов». Педагог: Какой танец выделяется необычным звучанием оркестра? В нем звучит инструмент, который П.И.Чайковский привез из Франции и первым из русских композиторов стал использовать в музыке.Дети: «Танец феи Драже» – его играет челеста, поэтому музыка становится волшебной, нежной, звенящей, переливающейся. Педагог: Я предлагаю вам выбрать музыкальные и шумовые инструменты, звучание которых соответствует этому произведению, и исполнить его оркестром.Звучит «Танец феи Драже» П.И.Чайковского. Оркестровка – исполнение детьми и педагогами. Педагог: Замечательный у нас получился оркестр! Фея Драже, услышав нашу игру, осталась бы довольна. Я признаюсь, «Танец феи Драже» – это самый любимый мною отрывок балета «Щелкунчик». Наталия Анатольевна, а какое ваше любимое музыкальное произведение в этой сказке?Воспитатель: Мне нравится праздничный и нежный «Вальс цветов». Наверное, потому, что я вообще люблю танец вальс, а еще люблю цветы. Мне кажется, ничего не может быть прекраснее, чем кружение цветов в вальсе. Педагог: Ребята, я предлагаю сделать для Наталии Анатольевны сюрприз. Петр Ильич сочинил прекрасный «Вальс цветов», а мы можем вальс нарисовать. Пусть каждый поместит на общем панно свой цветок. Звучит «Вальс цветов» П.И.Чайковского. Дети выбирают цвет гуаши, карандашей, бумаги. Рисуют цветок или выполняют аппликации на общем панно. По окончании все рассматривают общую работу, любуются.Педагог: Я благодарю вас за чудесное путешествие по сказкам, главным нашим помощником в котором была прекрасная музыка.Светлана ШАХТАРИНА, музыкальный руководитель детского сада «Малышок» Советска Кировской области
Комментарии