search
main
0

Сказка странствий Важно научить ребенка “воспроизводить” услышанное

Одним из курсов, изначально ориентированных на интеграцию, является курс школьной риторики. Во все программы по школьной риторике включен компонент, который условно назван “идеи” – это важные мысли нравственно-риторического характера. В свою очередь на уроках географии могут быть использованы приемы и виды работы, характерные для курса риторики.

Программа школьной риторики в 6-м классе включает в себя такой раздел, как “Сочини сказку” (автор Л.Е.Тумина), потенциальные возможности которого еще не раскрывались педагогами нелингвистических дисциплин.
Хорошо известно, что сказки входят в число любимых детских книг. Дети любят слушать сказки, но, как правило, не умеют их сочинять и рассказывать. А ведь Василий Сухомлинский говорил, что “обучение в школе не представляется не только без слушания, но и без создания сказки”. У сказки есть счастливая возможность охватывать бесконечные пространства, сталкивать различные времена, причудливо преображать действительность и вместе с тем обучать, раскрывать перед ребенком картину мира.
Рассказывание и сочинение сказок – это искусство, и причем то искусство, которому нужно обучать школьников. И не только потому, что сказка дидактична. Рассказывание и сочинение сказок позволяет ребенку перевоплотиться и в этом перевоплощении раскрыться. Такому перевоплощению способствует сама сказочная речь, навыкам владения которой дети обучаются на уроках школьной риторики.
Сказочная речь – это проявление народного красноречия, в котором выработались и закрепились нормы живого речевого стиля. В сказке установилась своеобразная, оптимально удобная для запоминания и воспроизведения сказовая композиция с так называемыми приступами, концовками и троекратными повторами, ставшая традиционной. В сказке утвердилась своя произносительная культура речи с особым ритмом, рифмой, присловиями, прибаутками, крылатыми выражениями, поучительными речениями и т.д. Такая оптимально удобная для запоминания жанровая форма может стать незаменимым помощником для любого педагога-предметника.
Важно, чтобы педагог мог “оживить” свой материал, а т.к. обучение в школе носит преимущественно озвученный характер, то сказка, оживающая именно в изустном произношении, является одной из самых благодатных форм обучения, особенно в младшем и среднем школьном возрасте. Конечно, более всего в этом смысле “повезло” смежным с риторикой наукам (например, русскому языку), однако есть и приятные исключения. Для “оживления” урока преподавателю можно воспользоваться как имеющимися авторскими обучающими сказками (“географические сказки” Е.П.Левитана, И.Шурко, Е.Пермяка; “грамматические сказки” М.В.Панова, Л.Д.Чесноковой, А.Максаковой, А.Тумаковой, И.Подгоецкой, Ф.Кривина, Г.Александровой, Т.Рик и др.), так и своими собственными.
Предварительно следует научить школьников рассказывать, “воспроизводить” услышанные сказки. Рассказывание сказки часто подталкивает и к самому созданию сказки, подводит к индивидуальному творчеству (ведь известно, что сказочники не просто рассказывали сказки, но часто сами творили их).
Педагогу следует постоянно помнить, что крайне важным, даже необходимым условием обучения и развития должна быть ориентация учащихся на самостоятельное добывание знаний и умений и творческую работу. Как правило, на уроках географии самостоятельная работа учеников представлена как работа с картографическим и статистическим материалом, литературными источниками, периодическими изданиями. Такая деятельность не вносит ярко выраженного творческого элемента. И создание так называемой географической сказки самими ребятами может стать этим индивидуальным компонентом, позволяющим раскрыть творческий потенциал школьника в создании жанра на внешне не свойственной этому жанру почве. Такая сказка поможет не только развить речевые навыки ребенка, но и позволит контролировать уровень усвоения и понимания темы по географии.
На занятиях по школьной риторике “Сочини сказку” в 6-м классе дети учатся придумывать волшебные сказки, сказочные истории, т.е. создавать тексты, отличающиеся своеобразным содержанием, построением, языком. Создание такого текста требует от детей умения раскрывать тему, подчинять свою сказку определенной мысли. Кроме того, школьники учатся находить необычного сказочного героя, развивать сказочный сюжет, наполняя его удивительными событиями, используя “сказочные” языковые средства.
На уроках школьной риторики при проведении занятий дети обучаются приемам создания сказок на основе:
– слов, подсказывающих неожиданные повороты сюжета сказки;
– введения нового волшебного помощника;
– готовой схемы сюжета;
– контаминации нескольких волшебных сказок;
– “фантастического анализа” сказочного персонажа;
– характерных особенностей того или иного персонажа;
– “карт Проппа” – заданных сказочных действий (В.Я.Пропп. “Морфология сказки”. – М., 1969, с.196);
– продолжения начатой сказки;
– сказки “в заданном ключе” (временном или пространственном) и т.д.
На уроках географии предпочтительнее “подключаться” к созданию сказок при изучении на занятиях риторики таких приемов, как создание сказок на основе готовой схемы сюжета; характерных особенностей того или иного персонажа – Материка, Планеты и т.д.; продолжение начатой сказки; сказки “в заданном ключе”. Можно попытаться рассмотреть “Карту Сказочной страны” на занятиях по картографии – это оживит географическую номенклатуру и позволит еще раз закрепить в памяти зрительный образ, предложенный на уроках риторики.
Как подсказывает педагогический опыт, школьники с большим интересом сочиняют сказки, построенные на загадывании и отгадывании загадок.
Сказка-загадка необыкновенно гибка, неожиданно рождается из сплетения обстоятельств, легко меняет форму, вся держится на образности, возбуждает любопытство и неотложно требует решения, держит слушателя в напряжении и позволяет лучше развить риторические способности учащегося. С другой же стороны, изучаемый учащимися в 6-м классе “Начальный курс географии” изобилует “первичными, ознакомительными загадками”. (Движется ли земная кора? Почему просыпаются вулканы? Откуда берутся гейзеры? Как распределяются солнечный свет и тепло по Земле? Что могут воды Мирового океана? и т.д.), объяснение которых дети могут попытаться дать самостоятельно в сказочной форме до изучения этой “загадки” на уроке. Эффективность данного приема характеризуется тем, что ученики помимо оттачивания своего умения создавать сказку нередко в фантастической, сказочной форме “открывают для себя Америку”, т.е. самостоятельно подходят к верному объяснению “загадки”.
Так же эффективно действует и обратный принцип интеграции. На уроках риторики по теме “Сочини сказку” школьников подводят к пониманию того факта, что одно только изменение места и времени в сказочной истории превращает ее в совершенно новую сказку, помогает ей зазвучать в новом “заданном ключе”. Любой изученный на предшествующем уроке географии топоним (климатическая зона, море, материк, планета) способен стать местом действия создаваемой учениками на занятии по риторике сказки “в заданном ключе”.
Подводя итоги, следует еще раз отметить, что введение развивающих элементов интеграции предметов в общеобразовательной школе возможно при любых, даже самых неблагоприятных условиях, т.к. зависит в большей мере от педагогического сотрудничества учителей-предметников.

Иван КОЛЕЧКИН,
учитель географии школы N 686 г. Москвы;
Евгения СЕРЕДА, аспирант Московского государственного педагогического университета

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте