В некотором царстве, в некотором государстве под названием Морфология жила-была девочка Частица Не. Вот как-то раз решила она сходить в гости к своей сестрице – Частице Ни – давно у нее не была. Встала она поутру, взяла гостинцы и отправилась в путь.
Сначала она шла лесом, потом полем, по дороге не встретила никого, кроме беспечных птичек-щебетуний. Они так задорно и звонко пели, что сама путница развеселилась, стала напевать свою любимую песенку: «Дважды два – четыре, дважды два – четыре, а не шесть, а не пять – это надо знать!» Прыгала то на одной ножке, то на другой и, сама не заметив, Не оказалась на болоте и вдруг провалилась!Вот так вредно бывает иногда не смотреть по сторонам! Стала она звать на помощь, барахтаться, цепляться за кустики. На крики прибежал дед Глагол. Стал он тянуть к девочке руки, но какая-то неведомая сила отталкивала его назад, и чем больше он старался, тем дальше уносило его от Частицы, ее же все больше затягивало в трясину.- Ничего не пойму, – говорил Глагол, разводя руками, – что за чудеса?А Частица, хоть и была маленькая, но по русскому языку у нее была твердая четверка, смекнула она, в чем дело:- Дедушка, а дедушка! Я поняла, почему у тебя ничего не получается: ты, видно, правило забыл: Не с глаголами пишется раздельно! Вспомни, мы же с тобой никогда рядом не стоим в строчке, кроме слов-исключений. А в стране нашей волшебной Морфологии правила Орфографии всегда соблюдаются – мы же с ней тесно связаны.- Вот я садовая голова! А что же делать? Выходит, я тебе помочь не могу? – огорчился Глагол.- Нет, – возразила девочка, – можешь! Позови Местоимения, нас с ними слитно пишут, только пусть без Предлогов приходят, иначе ничего не выйдет.- Хорошо. Вон их деревня! – уже на бегу крикнул дед, не медля ни минуты.Прибежало несколько Местоимений: Некто, Нечто и некоторые другие – спасли Частицу Не и препроводили ее к сестре. Так что все закончилось благополучно. Благодаря чему? А?Комментарий учителяПеред прочтением сказки я предлагаю ребятам подсчитать, сколько раз встречается в тексте сказки частица НЕ (т. е. раздельное написание). Учащиеся отвечают на вопросы, заданные автором в конце. Далее мы сверяем полученные числа, анализируем по тексту (он раздается на этом этапе каждому) случаи раздельного написания. Затем можно задать серию вопросов:- Почему названия частей речи в сказке пишутся с большой буквы? Какие из них относятся к служебным?- Почему Глагол сам не мог помочь девочке?- Если бы вместо Глагола было Деепричастие, то… (Продолжите фразу, докажите.)- Как развивался бы сюжет сказки, если бы девочку стал спасать Глагол по имени Недоумевать? Какие еще глаголы не употребляются без не-? Назовите образованные от них деепричастия и причастия.- Для чего Частица добавила, посылая деда за помощью, чтобы Местоимения приходили без Предлогов? (Приведите примеры.)- Найдите в тексте местоимения, определите их разряд.- Не с глаголами и деепричастиями пишется раздельно. Подтвердите это правило примерами из текста. Галина СЕМЕНОВА, учитель русского языка и литературы Кедрового кадетского корпуса, Красноярский край
Комментарии