Сердце разрывается, когда взрослая девушка с глазами, полными слeз, упрашивает не портить дневник, не выставлять даже заслуженную двойку. Я понимаю, каково ей нести домой эту ужасную новость. И какой это удар по самолюбию – вдруг получить то, что в принципе заслуживаешь, но что раньше никто не выставлял, потому как жалели. И чтобы жизнь мeдом не казалась, всe же ставлю заслуженное. Если уж быть принципиальным, то до конца, не жалея ни второгодников, ни перспективных медалистов.
И опять, в который раз всe то же самое, надоевшее: как же работать в удовольствие и учиться в радость? Ну, наверное, в первую очередь только с положительными эмоциями, которые дают положительные же отметки. Приводят в пример некоторые западные школы, где достижения учащихся оценивают не баллами, а всевозможными эпитетами (молодец! прекрасно! так держать!), значками, символами и т.д. Но мы-то с вами взрослые люди и знаем, что всему этому есть численный эквивалент. Уж сколько написано про гадостную роль злосчастной цифири в дневнике и журнале, про превращение оценки в культ, идола, самоцель, а всe же куда деваться-то? Слишком заманчиво манипулировать ими так, как хочешь, если больше манипулировать нечем. Это раньше было, что учитель строго говорит: “Вот, Серeжа, я тебе не буду ставить плохую оценку, но в качестве наказания мы не возьмeм тебя в театр!”.
Мой первый директор учил меня, молодого специалиста, так: “Самое лeгкое – кинул пару в журнал, и совесть вроде бы чиста. А вот ты попробуй сделать так, чтобы у ребeнка возникло желание исправиться, стать лучше. Тут плохими оценками не поможешь. Да если честно, то и наказание из них тоже далеко не на каждого рассчитано. Да, в одних семьях дерут три шкуры, устраивают скандалы, лишают денежного довольствия и запирают дома. А другие – ноль внимания, потому что сами такие же были. И вообще, по собственному опыту скажу: наказать ученика можно, только наказав самого себя. А это значит, что с ним остаeшься после уроков и сидишь, долбишь тему. Глядишь, в следующий раз он предпочтет выучить дома”.
…Однажды я пошeл на суровый эксперимент: решил волевым усилием в одностороннем порядке установить мораторий на плохие оценки. То есть не ставить их в журнал и дневник ни при каких условиях. Идея эксперимента заключалась в следующем. Всем известно, что оценка для учителя – одно из средств защиты и нападения. Не подготовил домашнее задание – получай пару, плохо написал работу – вполне заслуженная двойка, не ответил на вопрос – а чего же тебе ещe ожидать, если не хочешь головой работать? Кое-кто наказывает оценкой и за плохое поведение: “Крутишься, мешаешь – вот тебе, чтоб неповадно было!” Но это неправильно, так нельзя, не по закону. Проще в конце занятия сделать коротенькую письменную или закрепляющий опрос, а затем вполне законно подловить этого “крутящегося момента” на том, чего он прослушал по невнимательности. И наказать – всe той же оценкой. А чем же ещe? Так вот, я специально решил поставить себя в заведомо невыгодное положение. Как дрессировщик, который идeт в клетку к хищникам и на входе публично выбрасывает пистолет и кнут. Каково?
Правда, был один интересный путь к отступлению. Вместо заслуженной двойки я пока в журнале ставлю вам точку. Пока – до последней недели четверти, чтобы вы знали, что если этот долг не исправить, то он всe-таки превратится в оценку. И это будет чревато серьeзными последствиями в конце-то четверти. Как исправлять точки? Например, устным ответом после уроков. Или написанием реферата по данной теме. Или творческой работой, непосредственно связанной с “двоечной” темой. Но запомните: я не хочу ставить пары, однако это не значит, что точки можно превратить в “4” или “5” – только в тройки.
Казалось бы, весьма гуманная и справедливая система. Но… Во-первых, дети по простоте душевной решили, что вовсе не обязательно тотчас же стремиться исправить свой грех. Ведь до конца четверти ещe так много времени. А там, авось, пронесeт, учитель будет вынужден вместо точек поставить хоть какие-нибудь, но оценки. И скорее всего в пользу ученика, иначе его самого по головке не погладят за то, что столько времени так и не добился пересдачи. Во-вторых, учителя, консервативные по своей сути, были тоже вовсе не обрадованы этим нововведением. “Слушай, да чего ты мудришь, поставь ему пару, и дело с концом. И классным руководителям будет что сказать его родителям. Ведь последние тоже здраво рассуждают, что точка – так себе, пшик и не больше, а вот пара – значит, есть за что ругать своего ребенка.” Да и завуч тоже каждый раз капал на мозги: как это понимать: в каждой строчке только точки? Вы уж давайте работайте с детьми, не распускайте их. А то это баловство, когда махровый неуспевающий может не получить ни одной плохой оценки, превратив их в тройки простой отпиской – какими-то рефератами.
Когда нагрянула проверка из гороно, то отдуваться за меня пришлось ещe и директору. Комиссию интересовал вопрос, как у нас осуществляется работа с трудными и отстающими. “А почему у этого учителя по его предмету нет ни одной плохой оценки, даже у тех, кто имеет “неуд” по шести-семи предметам? Неужели он такой выдающийся педагог? Или просто это говорит о его мягкотелости и популизме, чтобы не подумать худшего?”
После этого потянулись классные руководители с категоричными предложениями. “Смотри, этих трeх мы готовим на отсев, в другую школу. А в десятом классе вообще надо сделать “большую чистку”, задушить кое-кого двойками, чтобы сами забрали документы и пошли работать. Пойми, если мы будем их вытягивать сейчас, то придется тянуть их до конца, до выпускных экзаменов. Так что хватит, поиграл в гуманизм, пора понять, что важнее для коллектива и детей”.
И вот ведь заковырка, честно говоря: после уроков почти никто из должников не приходил. Да мне и самому это не улыбалось – при нагрузке в две ставки после седьмого-восьмого урока ещe и ждать кого-то на отработку долга. Поэтому идея начала себя дискредитировать. Особенно это стало заметно, когда на письменной работе некоторые, прочитав задание, тут же с готовностью говорили: “По какой теме приносить реферат?” Конечно, в каком-то смысле это лучше, чем просто получить двойку и ничего не делать. Тут по крайней мере ученик хоть прочитает тему, когда будет писать про нее в своей реферативной работе. Вот только технический прогресс позволил использовать компьютерные источники информации (интернет, СD-Rom) для того, чтобы попросту “перекачать” информацию и вывести еe на принтер, даже не вникая в суть темы. Но уж если на то пошло, то разве даже эти трудозатраты (не говоря уж о материальных – краска, бумага, стоимость компьютерного диска, износ принтера) не стоят хотя бы той пресловутой троечки, о которой изначально шла речь?
Но были и расчeтливые люди. Ведь если у тебя стоят четыре точки и несколько троек с четвeрками, то, наверное, даже если грянет судный день, четвертная-то оценка все равно будет удовлетворительной. Тут потребовался отдельный подход, с элементами “педагогического выкручивания рук”. Когда в конце четверти я говорил о последних днях точечной лафы и слышал в ответ с полуулыбкой “да ставьте, ставьте, у меня и так тройка выйдет”, то было очень приятно в свою очередь заявить, что я не смогу его аттестовать по итогам четверти. Ведь если не закрыты долги, значит, не закрыты темы. Следовательно, ему придется… ходить и сдавать всe это на каникулах. И вот тут выяснилось, насколько велика потребность в обыкновенной банальной двойке не только у оторопевших детей, но и у негодующих педагогов, которые не могут закрыть журналы и сдать отчет за четверть. Ведь формально дополнительные занятия на каникулах в журналах не учитываются! Так-то вот.
Теперь я слегка видоизменил свою систему “точечных ударов”. Теперь все ученики знают, что с момента получения точки (неуд.) есть всего одна неделя, чтобы исправить ее на тройку (уд.). И еще: больше одной точки в строке одновременно стоять не может. Как только ставится вторая, первая должна автоматически быть исправлена на двойку. А рефератов накопилась целая полка метровой ширины. Кстати, это в свою очередь породило другую интересную идею: сделать школьную библиотеку реферативных работ по разделам школьного курса предмета. Теперь если и встречаются изредка насупленные физиономии, утверждающие, что не имеют ни материала для написания работ, ни возможности посетить районную библиотеку, то я иду им навстречу – пусть выбирают чужие, прошлогодние труды и готовятся по ним. Ничего даром не пропадет!
Была бы моя воля, работал бы без оценок. Ведь там, где есть оценки, там появляется сравнение, понятия лучше и хуже, а это приводит к обидам и всему отсюда вытекающему. Не суди да не судим будешь. Но разве это возможно в нашей педагогической действительности?
Андрей Нестеров,
учитель географии
Комментарии