search
main
0

Сказка на день и мир целиком

​Развитие индивидуальности начинается с принятия неповторимости и уникальности ребенка. Каждый день в ритме жизни группы должно быть безоценочное внимание к самовыражению ребенка.

Для этого каждый день в группе начинается с традиции записи сказок. Утром, раздевшись и попрощавшись с родителями, ребенок находит среди разложенных на столиках блокнотиков свой, по-особенному раскрашенный им самим и подписанный его именем. Он открывает его, отыскивает нужную страничку и рисует сказку («сказка» – от слов «сказать, рассказать»). Блокнотик называется календарем, потому что каждый листочек – это день. Нарисовав, ребенок зовет воспитателя, чтобы она записала сказку. Важно записывать именно так, как говорит ребенок. Воспитатель не оценивает и уж тем более не выносит суждения, это момент уважительного внимания к ребенку, возможность настроиться на него. Иногда воспитатель помогает начать рассказывать, называя то, что видит на рисунке: «Здесь у тебя много синего, а здесь красное…», – говорит то, что видит. Все это происходит постепенно, по мере того как дети приходят в сад, в течение сорока минут. Параллельно могут происходить разные события, но если ребенок пришел до 9.00, он обязательно успеет записать сказку.Если ребенок не хочет рисовать сказку, он не рисует. Это определенный знак доверия воспитателю и группе. Ребенок открывает свое состояние, внутреннее, личностное. Как правило, нарисовать и записать свою сказку хотят все, это становится важным делом для ребенка. Некоторые очень переживают, если опаздывают и не успевают записать свою сказку. Поначалу есть дети, которые говорят: «Я не умею рисовать». Но нам важно здесь не умение рисовать или рассказывать, не обучение этому, а материализация (репрезентация) внутреннего мира ребенка. Это работа про значимость для нас каждого из них. Мы не говорим детям об этом напрямую, они понимают это из наших вопросов, комментариев, интонаций. Дальше воспитатель выбирает «сказку на сегодняшний день», а автора сказки в этот день зовут сказочником, тогда вся группа разыгрывает эту историю через движение, ритм, звуки и пластику.Дети играют другие, чужие сказки, чтобы принимать другого и уметь находить себе место в чужом. Когда человек принимает не свое, рождается взаимодействие между людьми. Сказочником должны побывать все. Кроме того, воспитатель стремится для ребенка выбрать ту сказку, которая имеет наибольшее значение для него самого. И все же имеет значение качество текста: его волшебность, необычность, сказочность.Важные моменты традиции утренних сказок:- размер блокнотика должен быть с ладонь взрослого человека и в то же время таким, чтобы он смог спокойно лежать на ладони ребенка. Странички не должны быть разлинованы;- для рисования надо предлагать цветные карандаши, лучше всего акварельные: у них крепче сцепление с бумагой и ребенку не приходится прилагать усилия, рисовать «всем телом»;- записывать текст ребенка лучше всего простым карандашом и печатными буквами. Печатные буквы ребенок со временем начинает сам читать, а с помощью простого карандаша выдерживаются стиль, соответствие изображения и текста;- с маленькими детьми, 3-4 года, не надо настаивать на том, чтобы они рисовали сказку, и даже на том, чтобы открывали блокнотик в нужном месте. Если взрослый будет в чем-то заставлять ребенка, настаивать на своем, маленький просто-напросто откажется рисовать. Хорошо повторять за ребенком его текст, не надо бояться лишний раз переспросить, если что-то непонятно. У детей 5-6 лет можно интересоваться о связи текста с рисунком: «А где этот человек? А эта елка у тебя на рисунке есть?»;- не надо оценивать сказки. Можно обсуждать, кто что рисует, отмечать совпадения и различия;- необходимо создать такие условия, когда текст одной сказки слышат другие дети, тогда можно будет увидеть, с каким интересом они слушают;- в течение дня все календарики с «сегодняшними» сказками детей надо выставлять на видном месте – это выставка. Обычно дети подходят к ним: или просто смотрят, или рассказывают друг другу свои сюжеты, или что-то обсуждают.Я перечислила только основные черты традиции написания утренних сказок. Эта традиция была подхвачена воспитателями из других групп, прижилась и там, теперь существует уже более десяти лет во всем детском саду в самых разных вариантах. Если воспитателю ценно прислушаться к ребенку, овеществить это состояние внимания к другому человеку, друг к другу, то традиция сказки на день не надоедает, не вырождается. Более того, она живет и обогащается, окрашивается личным интересом каждого воспитателя и настроениями группы.Лариса ЖУРАВЛЕВА, ЦО №734 «Школа самоопределения»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте