Вы никогда не задумывались, насколько больше было бы в мире неудачных браков и разбитых сердец, если бы… не сказки. Как-то я отдыхала в Кисловодске и познакомилась с заведующей городским Центром по проблемам брака и семьи курортно-поликлинического объединения Любовью Николаевной Гудкович. Человеку нужны не лекарства, а знания, считает психотерапевт. А они в дефиците. На первый взгляд удивительно: по части полового просвещения мы, кажется, впереди планеты всей. Но вот семейное воспитание в этом плане не может похвастаться таким же прогрессом.
Cколько мифов, искаженной информации в сексуальной сфере. И какое счастье, что на свете существуют волшебные сказки, которые исподволь, незаметно для малыша и его родителей, исправляют эти ошибки. Помогают любому педагогу. Даже самое начало сказки, самый подступ к теме у сказки совершенно особый. В хорошем пособии читаем, что интимные отношения между полами приносят счастье, наслаждение, какого не могут доставить никакие другие способы человеческого общения. Не противоречит этим утверждениям и сказка. Но начинает с совершенно неожиданного конца. Она как бы соглашается с тем, что вопреки логике инстинктивно чувствует любой ребенок. В интимных отношениях в самом деле есть что-то пугающее. Сказка мудро угадывает эти смутные ощущения опасности и угрозы, возникающие у малыша, когда он краем уха слышит о каких-то таинственных вещах, происходящих со взрослыми в интимной обстановке. Сразу подтверждая эти опасения, сказка завоевывает его доверие. Перечитываю, скажем, «Аленький цветочек». Вот как выглядит жених младшей дочери, с которым, как она полагает, суждено вступить в брак и терпеть его всю жизнь. «Да и страшен был зверь лесной, чудо морское: руки кривые, на руках когти звериные, ноги лошадиные, спереди – сзади горбы великие верблюжие…» Смотрю на рисунок – и не узнаю героя: не чудище, а этакий забавный Чебурашка. Но Любови Николаевне не смешно: жаль, что, как правило, художники-иллюстраторы не решаются нарисовать такое страшилище в полном соответствии с описанием, облагораживают его. То же, кстати, происходит и с лягушкой из «Царевны-лягушки». Этакая зеленая красавица с короной на голове. Но ведь авторы вовсе не стремились, чтобы царевичу сразу понравилась лягушка, и он бы захотел взять ее в жены. Это не мелочи, потому что идея о пугающем характере первых сексуальных ощущений должна быть обязательно доведена до маленького слушателя. Да, предупреждает сказка, жених может какое-то время выглядеть чудищем лесным, а невеста – холодной и мокрой лягушкой. Но всем своим содержанием сказка гарантирует: «такое впечатление ненадолго». Кстати, ни в одной сказке про интимные отношения вообще ничего не говорится. Внушение нужных мыслей происходит главным образом на подсознательном уровне. По мнению Любови Гудкович, «Аленький цветочек», «Снежную королеву»… – а такие «сексуальные» сказки есть у каждого народа – по праву можно рассматривать как учебники полового воспитания. Как гимн творческой силе любви. «…С младшей дочерью все оказывается сложнее: вместо ожидаемых нарядов и драгоценностей просит она отца привезти аленький цветочек, которого бы краше не было на белом свете». Вот так. Всего-навсего. Но алый цвет испокон веку ассоциируется с любовью, и то, что сам отец считает дочкино задание тяжелее всех прочих, ясно говорит о том, что за невинным желанием девушки скрывается стремление испытать самое сильное и прекрасное чувство на свете. И вот отец «находил… во садах царских, королевских и султановых много аленьких цветочков такой красоты, что ни в сказке сказать, ни пером описать; да никто ему поруки не дает, что краше того цветка нет на белом свете; да и сам он того не думает». То есть вокруг много прекрасных молодых людей, достойных любви прекрасной девушки. Но кто из них тот единственный, который нужен? Когда же купец видит наконец тот самый цветок, всякие сомнения отпадают. Спрашивать некого и незачем: «Вот аленький цветочек, какого нет краше на белом свете, о каком просила меня моя дочь меньшая, любимая». И тут оказывается, что просто взять и сорвать аленький цветочек невозможно. Ибо от легкомысленного, опрометчивого отношения к любви могут возникнуть беды и напасти. Вот почему, увидев желанный подарок, младшая дочь поняла, выражаясь современным языком, всю меру своей ответственности. И вместо того чтобы радоваться, как сестры, «затряслась вся и заплакала, точно в сердце ее что-то ужалило». Вот уже в этом серьезном, ответственном отношении к любви заключается один из главных уроков «Аленького цветочка». Еще одна немаловажная деталь. По мнению собеседницы, не стоит увеличивать список примеров. Нам не всегда полезно знать, какую конкретную пользу принесет та или иная сказка. Пусть ее влияние останется скрытым от нашего сознания – от этого оно отнюдь не станет меньше. Нужно только помнить, что наше собственное счастье и счастье наших детей в большой степени зависит от того, насколько внимательно мы относимся к этим маленьким воспитательным шедеврам.
Комментарии